Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов,
водного транспорта
29.05.2015 21:47 дата обновления страницы
Подвесные лодочные моторы, конструкция, система
питания
Дата создания сайта:
16/04/2007
Подвеска лодочного мотора, подводная часть
Подвесные моторы укрепляются на транце судов посредством кронштейнов,
воспринимающих вес мотора и передающих судну силу тяги гребного винта
(см. рис- 50 и 77). На транце лодки кронштейн (см. рис. 77) закрепляете"
двумя винтами 11\ винты снабжены качающимися подпятниками, которые
упираются в доску транца.
Кронштейны подвесных лодочных моторов должны обладать высокой прочностью
при небольшом весе; обычно они делаются литыми из алюминиевых сплавов-
Подводная часть. У подавляющего большинства подвесных лодочных моторов,
за исключением бортовых и так называемых рулевых моторов, передача
вращения коленчатого вала гребному винту осуществляется посредством
конической зубчатой передачи.
Пара конических шестерен с валиками и подшипниками находится в отлитой
из легкого алюминиевого сплава подводной части. У более мощных подвесных
моторов в подводной части помещаются водяная помпа, механизм свободного
ходаили реверсивное устройство.
Для уменьшения сопротивления, оказываемого водой при движении, подводной
части мотора придается обтекаемая форма. Чтобы облегчить изготовление
подводной части мотора" ее делают разборной, состоящей из двух частей,
скрепленных между собой шпильками и гайками.
Для предохранения лопастей гребного винта от поломок при наезде на
препятствие на подводной части имеется шпора,, отлитая за одно целое с
коробкой подводной части.
Гребной винт фиксируется на валике латунной шпилькой, которая срезается
при встрече винта с препятствием, чем предохраняются от поломки винт и
зубья конических шестерен.
Гребной винт укрепляется на валу гайкой-обтекателем, навертываемой на
резьбовую часть выступающего из ступицы носка валика. Гайка входит в
торец валика до упора. Между гайкой и ступицей гребного винта должен
быть небольшой зазор, для того чтобы усилие затяжки гайки не
передавалось на латунную шпильку; в противном случае гайка во время
работы мотора может отвернуться и винт будет потерян.
При быстром движении позади корпуса подводной части мотора образуется
разрежённое пространство, через которое к лопастям гребного винта может
просасываться воздух, отчего тяга мотора падает: винт как бы
пробуксовывает, вращаясь с большим числом оборотов в эмульсии воздуха с
водой.
Для того чтобы устранить возможность проникновения воздуха к гребному
винту, на корпусе подводной части делается антикавитационная пластина,
расположенная горизонтально, несколько выше кромки лопасти гребного
винта при вертикальном ее положении.
Конструкция подводной части моторов ЗИФ-5 и "Стрела" показана на рис.
70. Подводная часть состоит из. двух основных частей; проставки 3 и
корпуса шестерен 11.
Ведущая шестерня 5 конической зубчатой передачи выполнена за одно
целое с вертикальным валиком, который на двух подшипниках 2 монтируется
в проставке 3.
Ведомая шестерня 9 фиксируется на валу гребного винта 15 сегментной
шпонкой, вал установлен в корпусе коробки шестерен 11 на двух
шарикоподшипниках. Один шарикоподшипник 6 - радиальноупорный -
запрессовывается в гнездо в коробке шестерен, другой 10 - радиальный -
находится в крышке 18 коробки шестерен 11.
В крышке коробки шестерен, имеющей левую резьбу, расположен резиновый
сальник 12, предотвращающий попадание воды в коробку шестерен. Затяжка
сальника производится при помощи гайки сальника 14, имеющей левую
резьбу.
Регулировка зазора между зубьями конических шестерен производится
подбором толщины паронитовой прокладки 4, находящейся между фланцами
корпуса шестерен и проставкой, и подбором толщины регулировочной шайбы
7.
Подбор долевого расстояния между шарикоподшипниками вала гребного винта
производится путем постановки шайб под крышу коробки шестерен. Гребной
винт 13- двухлопастный отлит из алюминиевого сплава. На валу винт
закрепляется штифтом 17, который срезается, если винт заденет подводное
препятствие. Такое приспособление предотвращает возможность поломки
лопастей винта.
Рис. 71. Подводная часть подвесного лодочного
мотора "Москва" с реверсивным устройством
Гайку винта 16 затягивают настолько, чтобы между ступицей винта и
торцом гайки был зазор, равный 0,1-0,15 мм. Для смены смазки в коробке
шестерен имеется резьбовая сливная пробка 8.
Более мощные подвесные моторы (10 л. с. и более) обычно снабжаются
механизмом свободного хода, позволяющим отключать гребной винт от его
привода и реверса, дающим возможность получить задний ход судна. Наличие
свободного хода и реверса значительно улучшает маневренные качества
судна с подвесным мотором и повышает безопасность плавания.
Рис. 72. Управление реверсом подвесного мотора
"Москва": 1-ручка реверса; 2-штуцер для подсоединения шланга водоотлива
(откачка воды из лодки); 3-выброс воды, откачиваемой из лодки; 4- крышка
штуцера
Реверсивным приводом гребного винта, обеспечивающим передний и задний
ход судна, а также работу двигателя вхолостую, оборудован подвесной
лодочный мотор "Москва" мощностью 10 л. с. Устройство подводной части
этого мотора показано на рис. 71.
Коробка шестерен 1 соединяется с корпусом подводной части 2 при помощи
двух болтов и шпильки. Вращение от вала двигателя передается длинным
вертикальным валиком 3, на нижнем конце которого сидят малые конические
шестерни 4 и 5, сцепляющиеся торцовыми зубьями с храповиком 6,
скользящим по шлицам вала. При этом они через большую коническую
шестерню 7 приводят во вращение вал винта и гребной винт 8.
Направление вращения винта зависит от того, с какой из шестерен-4 или 5
- сцеплен храповик 6. Храповик имеет нейтральное (среднее) положение,
при котором вращение на винт не передается; это положение соответствует
"Холостому ходу"- Управление храповиком через тягу 9 выведено к ручке
левой стороны мотора. Ручка реверса (см. рис. 72) имеет три положения:
"Передний ход", "Холостой ход" и "Задний ход".
Коробка шестерен заполняется смазкой (нигролом) и должна быть
герметична. Отъемная часть коробки 10 ставится на паронитовой прокладке.
Толщина этой прокладки должна быть строго определенной, так как от нее
зависит величина зазора между зубьями шестерен реверс-редуктора.
Герметичность коробки шестерен достигается постановкой резиновых
сальников на вертикальном валике, вале гребного винта и переключающей
тяге.
Для заливки в коробку шестерен смазки, а также для слива ее имеются
резьбовые отверстия, закрывающиеся пробками с уплотнительными
прокладками.
В ступице гребного винта находится промежуточная резиновая втулка 11,
являющаяся амортизатором, благодаря чему соединение винта с валом
является упругим. Для того чтобы резиновая втулка не проворачивалась в
ступице винта, она имеет пазы, в которые входят торцовые приливы. Кроме
того, с другой стороны резиновой втулки заформовано кольцо с пазом, в
который входит срезающийся штифт 12 гребного вала.