Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов,
водного транспорта
31.05.2015 17:55 дата обновления страницы
Стационарные катерные двигатели
Дата создания сайта:
16/04/2007
Систем пуска двигателя
Система пуска. Для запуска двигателя от руки имеется заводная ручка,
конец которой вставляется в храповик коленчатого вала. Вращая ручку, мы
одновременно вращаем коленчатый вал двигателя - тем самым совершается
процесс заводки. Для более удобного запуска двигателя с места моториста
предусматривается система электропуска двигателя стартером.
Стартер-это электрический двигатель постоянного тока, питаемый от
аккумулятора. По своему устройству стартер немного отличается от
генератора. Работа его основана на обратимости электрических машин,
которая заключается в следующем. Вращая якорь с обмотками в магнитном
поле, мы получим электроэнергию. Если же через обмотку якоря и обмотки
возбуждения пропускать электрический ток от какого-то источника, якорь
под действием образующихся магнитных полей начнет вращаться, и мы
получим электромотор.
Стартер является электромотором с очень большим крутящим моментом и
развивает относительно большую мощность, необходимую для вращения
коленчатого вала двигателя. В отличие от генератора обмотка якоря
стартера и катушек полюсных башмаков из-за большого потребления тока
делается из провода (шины) большего сечения, чем в генераторе. Обмотки
возбуждения соединены последовательно с обмоткой якоря, так что весь
ток, проходящий через обмотку якоря, проходит и через обмотки
возбуждения. В результате взаимодействия магнит-иого поля якоря с
магнитным полем полюсных магнитов возникают большие силы, достаточные
для вращения якорем стартера коленчатого вала двигателя. По своей
конструкции стартер на длительную работу не рассчитан.
При пуске двигателя стартер сцепляется с коленчатым валом при помощи
шестерен: малая прикреплена к валику стартера, а большая, в виде венца,
напрессована на маховик. Шестерни соединяются только в момент пуска
двигателя; как только двигатель начнет работать, шестерни должны быть
тут же рассоединены. Передаточное число шестерен равно примерно 12-15, и
если двигатель разовьет 1000 об/мин, то якорь стартера будет вращаться
со скоростью 15 000 об/мин. Это выведет из строя якорь, обмотка которого
под влиянием центробежных сил <вспухнет>. Для соединения и разобщения
стартера с зубчатым венцом маховика существуют специальные сцепляющие
механизмы, из которых в настоящее время применяются принудительный и
электромагнитный.