Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов,
водного транспорта
31.05.2015 19:24 дата обновления страницы
Стационарные катерные двигатели
Дата создания сайта:
16/04/2007
Электрооборудование катеров
Электрооборудование спортивных и туристских катеров можно
подразделить на четыре подгруппы.
1. Электрооборудование двигателя (бобины, распределитель зажигания,
генератор, реле-регулятор, стартер и т. д.).' (рис. 123).
2. Химические источники питания (кислотные или щелочные аккумуляторы).
3. Палубное электрооборудование ( отличительные огни, сигнал и другое).
4. Подпалубное оборудование (светильники кают, рубок, вентиляторы,
стеклоочистители и т. д.).
Первая и вторая подгруппы описаны выше, и поэтому далее рассматриваются
только третья и четвертая подгруппы.
Палубное электрооборудование. Все палубное электрооборудование малых
катеров должно быть герметизировано и установлено в местах, не доступных
для механических повреждений. По силе света, углам освещенности
электрооборудование должно отвечать требованиям Регистра СССР.
Рассмотрим электросхему туристского катера, изображенную на рис. 124.
Как видно из схемы, на туристском катере, имеющем ходовую рубку,
палубное электрооборудование расположено, в основном, на ходовой рубке.
Рис. 123. Схема электрооборудования катерного
двигателя М-51-У мощностью 62 л. с. (судовая конверсия автомобильного
двигателя ГАЗ-51).
На крыше рубки установлена мачта, на которой катер несет клотиковый и
два топовых огня. На крыше ходовой рубки (тенте) находятся: бортовые
отличительные огни (красный на левом борту, зеленый на правом). Над ними
устанавливаются отмашки с белым огнем (на морских катерах отмашек не
ставят).
Фара-прожектор предназначена для освещения береговой черты - пирсов -
при подходе к ним и обнаружения препятствий на курсе в ночное время.
Для подачи звуковых сигналов используется электросирена или
автомобильный гудок. На носу и на корме катера имеются штепсельные
разъемы для подключения переносных ламп.
Управление группой отличительных огней осуществляется со специального
электрораспределительного щитка отличительных огней.
Управление фарой-прожектором, отмашками, электросигналом и клотиковым
огнем производится со щитка приборов, расположенного в ходовой рубке. На
этот щиток также выводятся выключатели освещения кабин (рис. 125).
Как на щитке отличительных огней, так и на щитке приборов необходимо
предусматривать запасные пары клемм, которые разрешили бы подключать к
ним при необходимости непредвиденные проектом осветительные точки. Все
отличительные огни подсоединяются к электрораспределительному щитку
проводом марки СРМ-2Х1.5 или ПРШН-2Х 1,5. От щитка приборов до источника
питания рекомендуется протянуть провод марки ПРШМ-2Х6. От
разветвительной коробки до щитка приборов можно взять провод той же
марки, но несколько меньшего сечения. Подпалубная осветительная проводка
может состоять также из проводов марок ЛПРГС или ЛПРГСЗ.
Рис. 125. Щиток приборов небольшого туристского
катера
На катерах типа 370у (КС-1) и многих других близких к этому типу
катеров все провода собираются в пучок (жгут) в цеху и после
укладываются на катере по панелям. Провода нумеруются при помощи бирок
или набираются с оплеткой раз личных цветов.
Необходимо отметить, что отпайки в жгуте для достижения наилучшего
контакта выполняются горячей пайкой - холодные пайки запрещены. Концы
жгута облуживаются, и на них устанавливаются блочки или наконечники.
На малых катерах спортивного типа большое значение для достижения
скоростей имеет вес судна. Поэтому вся электроаппаратура заимствуется из
самолетостроения. Так, на борту устанавливают отличительные огни типа
ХС-39 и БС-39. Выключатели и переключатели могут быть разными в
зависимости от их назначения и типа: 2В-45-1, 2В-45-2, 88К, 2ПП-45 и
другие. Кнопки - типа К -плавкие, вставки - типа БЗ и т. д.
На малых катерах переходные коробки часто заменяются отпайкой и вся
электропроводка выполняется по автомобильному типу в виде жгута,
собираемого на стапеле.
У катеров, не имеющих рубки, отсутствуют топовые и клотиковые огни. Все
остальные элементы схемы не изменяются.
На гоночных спортивных катерах, не плавающих в ночное время, разрешается
ходовые огни не устанавливать.