Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов,
водного транспорта
03.06.2015 17:24 дата обновления страницы
Общая лоция внутренних водных путей
Дата создания сайта:
16/04/2007
Слив воды и свальные течения
От умения определять место и направление слива воды зависит
правильность выбора курса судна. Течение в реках обычно неравномерное и
зависит не только от силы тяжести, но и от течения внутри водяного
потока (в виде поверхностного и придонного течений). Продольное
распределение уклонов поверхности воды вызывает неравномерную скорость
течения по всему руслу, что особенно важно при выборе курса для судов,
идущих вверх по течению реки, так как поперечные уклоны поверхности воды
образуют скаты, которые сваливают суда, идущие по стрежню к берегам.
Слив воды через перекаты может проходить или по корыту переката, т. е.
совпадать с направлением фарватера, или под более или менее значительным
углом к направлению корыта переката.
Прижимные течения, которые обычно образуются у вогнутого берега,
прижимают суда к вогнутому берегу, что особенно отражается при плавании
вниз по течению, и суда на изгибе русла получают сильный раскат, который
может привести к удару судна о берег, другое судно или гидротехническое
сооружение и т. п.
Поэтому при следовании вниз по реке на прижимном течении судоводителям
рекомендуется соблюдать осторожность, не допуская навала своего судна на
берег или на другое судно, стоящее у вогнутого берега. Надо держать
судно ближе к тому берегу, откуда направлено течение, но с учетом
глубин. Для судов, идущих против течения, действие прижимного течения
менее опасно, так как судно своевременно может исправить свой курс и
отойти в сторону на достаточное расстояние.
Свальные течения опасны, так как они "сваливают", отклоняют, суда,
идущие с верховья реки в сторону косы переката, т. е. в сторону от
фарватера, что может привести к посадке их на мель. Поэтому во избежание
неблагоприятных последствий судоводителям необходимо отводить суда
возможно дальше от зоны влияния этих течений. Суда отводят от той косы,
куда направлен свал воды, сообразуясь с навигационной обстановкой на
фарватере. Судном управляют так, чтобы избежать навала на берег и на
другие суда, т. е. по равнодействующей скорости и направлению течения
(слива воды), действия ветра, скорости движения судна и т. п. Скорости
течения можно оценивать по характеру русла реки: в узких местах скорости
течения больше, чем в расширенных; на изгибах русла возникает прижимное
течение и увеличивается скорость течения у вогнутых берегов, а у
выпуклых берегов уменьшается. У обрезного берега течение больше, чем у
отлогого. Направление течения и слив воды можно определить при тихой
погоде по плывущим на поверхности воды предметам, которые показывают
направление стрежня; по положению крестовин плотиков бакенов, плавучих
вех, буйков, принимающих соответствующее направлению течения положение;
по очертанию берегов, где вода обычно переваливает из одного, ведущего,
выгнутого, берега к другому, противоположному, вогнутому, берегу,
лежащему ниже перегиба. Суводи и майданы вызывают рыскливость судов,
вследствие чего суда теряют управляемость. Поэтому при прохождении таких
мест выбирать курс судна следует с учетом вышеизложенных обстоятельств,
обходя опасные места.
При плавании на реке необходимо также учитывать действие воды,
возникающее от обгоняющего судна или расходящихся судов. При обгоне
большим судном малого возникают носовые волны, вначале отталкивающие
обгоняемое судно, которое притягивается в разреженное водяное
пространство в средней части обгоняющего судна.