Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов,
водного транспорта
03.06.2015 19:28 дата обновления страницы
Основы судовой речной практики
Дата создания сайта:
16/04/2007
Повороты
Под действием центробежных сил катер во время поворота получает крен.
Правильно спроектированные V-образные катера на полной скорости имеют,
как правило, внутренний крен. Внутренний крен в сторону поворота не
вызывает опрокидывания.
Круглодонные катера обычно имеют крен при повороте во внешнюю сторону.
Внешний крен при ветре и волнении для малых катеров представляет
некоторую опасность.
Во избежание аварий на катерах, имеющих внешний крен, следует при
поворотах уменьшать скорость хода. Угол крена зависит от конструктивных
особенностей катера и от ряда других причин. Увеличению угла крена
способствуют ,скорость поворота, ветер повышение центра тяжести катера и
т. д.
На малых моторных катерах длиной-6 м положение центра тяжести и скорость
оказывают существенное влияние на величину угла крена катера. Поэтому
нельзя допускать, чтобы пассажиры во время хода судна стояли. Во время
поворота или разворота скорость хода катера рекомендуется снижать.
Нельзя перевозить груз. высота центра тяжести которого расположена выше
борта катера. Увеличению угла крена также способствует наличие воды в
трюме. При получении незначительного крена вода, находящаяся под еланями,
переливается в сторону крена и увеличивает его. Наличие воды подосланыо
резко уменьшает остойчивость катера поэтому не следует допускать
скопления воды в корпусе. Необходимо найти причину появления воды и
немедленно ее устранить. Дождевую воду следует удалять перед каждым
рейсом.
Перед началом поворота нужно убедиться, что сзади нет других судов,
которым катер может пересечь курс или с которыми может столкнуться. Если
навстречу идут суда, не следует делать поворотов перед ними. Вначале
необходимо, соблюдая правила плавания, разойтись на встречных курсах и
только после этого сделать поворот.
Следует взять за правило всегда пересекать курс только за кормой любого
судна, какое бы оно ни было по габаритам и назначению.
Следует помнить, что на быстроходных скользящих катерах наблюдается снос
катера во внешнюю сторону поворота. Это необходимо учитывать при
поворотах в узкостях или между другими судами. На радиус циркуляции
существенное влияние оказывает ветер и течение. Поэтому, начиная
разворот, необходимо помнить, что катер не только изменит направление
движения под действием руля, но и переместится по течению или в сторону
действия ветра.
Особую осторожность нужно соблюдать при поворотах в местах скопления
других судов и в местах купания. Следует избегать подходить катером к
плотам, перевозам и местам скопления людей на воде.
Подход к берегу, пристани, плотам и к другим судам - один из трудных и
ответственных маневров. Особо затруднителен этот маневр, если место
подхода незнакомо рулевому. При необходимости подойти к берегу и
ошвартоваться нужно заранее наметить наиболее удобное место у берега,
где есть за что учалить катер, например дерево, сваю и т. п.
предпочтение следует отдавать крутому берегу, где глубины будут
достаточны для подхода катера к самому урезу воды. Никогда не следует
становиться в яру, к которому мимо проходящие суда имеют <раскат>.
Подходить к малоизвестным берегам, а тем более к берегам с каменистым
дном не рекомендуется. Перед началом подхода к берегу или причалу нужно
проверить швартовые концы и убедиться, что они не запутаны и легко могут
быть поданы на берег. Если стоянка предполагается на якоре, то следует
заранее подготовить якорное устройство к отдаче. При этом основным будет
укладка якорного троса или цепи. Необходимо 'Обеспечить такую укладку,
при которой задевания троса или цепи за какие-либо части судна были бы
исключены и якорь мог бы быть быстро отдан на необходимую глубину.
При подходе к неизвестному берегу рекомендуется при помощи наметки
проверить глубину у носа катера и двигаться на самом малом ходу. Если на
берегу нет надежного предмета, за который можно закрепить швартовый
конец, то для этой цели можно использовать якорь, который выносят на
берег и зарывают в грунт.
Основное правило подхода - движение катера только против течения.
спим обеспечивается легкое выполнение всего манёвра. Схема маневра для
подхода к пристани показана на рис. 182.
Катер, идущий по течению (положения первое и второе), спускается ниже
пристани и начинает разворот (положение третье), подавая соответствующие
звуковые сигналы. Подойдя к пристани под некоторым незначительным углом
(положение четвертое), катер почти полностью сбавляет ход, отдает
швартовый конец и останавливает гребной винт. Когда швартовый конец
будет закреплен, то под действием встречного течения катер встанет
бортом параллельно пристани (положение пятое). Только после того, как
катер окончательно ошвартуется и будут отданы концы, можно заглушить
мотор.
Рис. 182. Схема подхода катера к причалу (а) или
к барже (б).
При подходе нужно учитывать не только течение, но и направление
ветра; при навальном ветре катер будет прижиматься к пристани. В этом
случае нужно держаться до отдачи швартовых дальше от пристани и
принимать меры против удара бортом катера о пристань, отталкиваясь
багром (отпорным крюком).
Если судно ошвартовывается на длительное время, 'необходимо убедиться в
достаточной глубине места стоянки, так как при случайном спаде воды и
недостаточной глубине судно обсохнет. Не меньшую опасность представляет
прибыль воды, так как при этом, если нет достаточной слабины в
швартовых, катер может оказаться затонувшим или опрокинутым.
При подходе к другому судну, стоящему на рейде, рекомендуется
руководствоваться теми же правилами, 'что и всегда, если это возможно по
местным условиям. Всегда необходимо подходить к судну с подветренной
стороны. Подходить к движущимся судам запрещается. Если же возникает
такая необходимость, надо сперва звуковым сигналом потребовать
уменьшения скорости хода движущегося судна. Подходить к транспортным и
другим судам во время их хода можно только с разрешения вахтенного
начальника судна и по его указанию. К колесным судам рекомендуется
приближаться только с кормовой части. При любых обстоятельствах
приближаться к движущемуся судну можно только на параллельных курсах и
лишь после того, как последует от него сигнал, что он может принять
катер к борту. Необходимо помнить, что при подходе к движущемуся
большому судну малого спортивного катера возможно подсасывание, а это
весьма опасно.