Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов,
водного транспорта
03.06.2015 19:28 дата обновления страницы
Основы судовой речной практики
Дата создания сайта:
16/04/2007
Буксировка
Буксировка. На моторные катера часто возлагается работа по буксировке
других катеров, мелкого несамоходного флота, судейского плота и других
спортивных сооружений.
Получив задание отбуксировать судно или плот, рулевой в первую очередь
должен узнать точное место стоянки буксируемого плавучего объекта,
направление буксировки, силу течения и ветра и решить следующие вопросы:
а) способ учалки подлежащего буксировке объекта: какие отданы швартовые,
якоря, нет ли пришвартованных < нему другого судна, плота и т. п.; б)
сможет ли катер по своей мощности справиться с поставленной задачей.
Оценив всю обстановку задания, необходимо решить, с какой стороны
удобнее подойти к буксируемому объекту, учитывая все правила подхода
катера к причалу.
Подходя к судну или другому наплавному сооружению, стоящему вне
фарватера, необходимо для безопасного маневрирования катера проверить
глубину (замерять глубину следует наметкой).
Выходить на выполнение задания по буксировке следует имея на борту
минимальное, но достаточное для производства работ количество людей и
необходимые буксирные тросы.
Подойдя к буксируемому объекту и ошвартовавшись, необходимо всю длину
буксирного троса отдать на буксируемый объект и только после того, как
буксирный конец будет хорошо закреплен, отходить. Буксирный трос как на
буксируемом объекте, так и на буксировщике должен быть всегда готовым к
отдаче.
Начинать движение судна надо на самом малом ходу; в это время ведется
постепенная отдача буксирного троса с буксируемого объекта или с
кормовой палубы буксирующего катера. При отдаче буксирного каната
необходимо принять меры предосторожности против возможного наматывания
каната на гребной вал и винт катера. После того как вся длина буксирного
троса будет отдана и он получит начальный натяг, следует постепенно
прибавлять обороты вала двигателя до максимума. Одновременно с этим до
выхода на буксир команда буксируемого объекта должна быстро отдать его
швартовые или поднять якоря.
Для обеспечения лучшей маневренности катера длина буксирного троса
должна быть не менее 25-30 м, окружность пенькового буксирного троса в
зависимости от мощности катера колеблется от 50 до 100 мм, а диаметр
оцинкованного троса - от 10 до 15 мм.
Кроме обычного способа буксировки за кормой, применяют буксировку под
бортом катера. Рекомендовать такой способ буксировки можно лишь для
катеров значительной мощности, оборудованных эффективно действующим
рулевым устройством. Буксировка методом толкания малыми спортивными
катерами, не имеющими специального для этого устройства, не
производится.