|
||||
Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов, водного транспорта
|
||||
22.05.2015 20:26 |
Основные типы спортивных моторных судов |
Дата создания сайта: 16/04/2007 |
||
|
Открытые или имеющие легкую надстройку мотолодки и катера Среди малых туристских мотосудов выделяются две основные группы:
открытые или имеющие легкую надстройку мотолодки и катера, не
обеспечивающие обитаемости, и катера с каютами, спальными местами и
другим оборудованием, необходимым для обитаемости людей, находящихся на
борту.
Рис. 2. Двухместная деревянная туристская байдар ка длиной 4,0 м, шириной 0,9 м с бортовым подвесным мотором мощностью 1,5-2 л. с.
Рис. 3. Современная деревянная (фанерная) туристская и учебная мотолодка для подвесного мотора: длина 3,6 м, ширина 1,5 м. Скорость хода с мотором !"Москва" (10 л. с.) и экипажем из 2 человек 32 км/час
Рис. 4. Серийный пластмассовый 4-местный спортивно-туристский катер длиной 4,9 м, шириной 1,8 м с конвертированным автомобильным двигателем "Москвич-407" с вертикальной колонкой (передачей на гребной винт). Скорость 36-38 км/час Для спортивного туризма широко используются открытые мотолодки с
подвесными моторами (рис. 3), а также открытые быстроходные глиссирующие
катера со стационарными моторами (рис. 4) или менее быстроходные, но
экономичные и вместительные открытые катера водоизмещающего типа (рис.
5) и Чтобы очистить днище водного судна от тины и водорослей применяют моющее средство Фаворит-К, которые можно приобрести на сайте www.matrixplus.ru с доставкой в любой регион России и ближнего зарубежья. Для дальних спортивных плаваний по наиболее крупным рекам,
водохранилищам и прибрежным морским районам предназначаются довольно
большие высокобортные закрытые катера (рис. 7).
Рис. 5. Стальной речной прогулочный катер длиной 8,0 м, шириной 1,6 м. Мощность двигателя 20-30 л. е., скорость хода 20-30 км/час Так, например, при первоначальной практике вождения мотосудов с
подвесными лодочными моторами может быть применена в качестве учебной
мотолодка, изображенная на рис. 3. Специально же гоночные мотосуда, а
также все современные скутеры, построенные как гоночные суда, для
учебных целей не используются. Для первой ступени практики управления
скутерами рекомендуется упрощенный, переходный, тип скутеров (рис. 8). Для обучения вождению катеров со стационарными моторами удобны
разъездные катера типа, показанного на рис. 4, или прогулочные катера,
сходные с изображенным на рис. 5.
Рис. 6. Мореходные туристские катера: вверху - серийный деревянный (разработан пластмассовый вариант), длиной 6,2 м, шириной 1,7 м, двигатель мощностью 6-14 л. с. (Л6-3, СМ-255Л или СМ-557Л). Скорость хода 12-17 км/час.; внизу - деревянный, длиной 9,0 м, шириной 2,0 м со вспомогательными парусами. Обитаемость для 4-6 человек. Мощность двигателя 12-20 л. е., скорость хода 14-18 км/час Гоночные скутеры в настоящее время делаются почти все по" "трехточечной"
схеме (рис. 9), широко применяемой для всех полностью глиссирующих
гоночных мотосудов. Современный отечественный скутер с трехточечными
обводами показан на рис. 10.
Рис. 7. Большой мореходный катер длиной 11,0 м, шириной 3,3 м. Обитаемость для 4-5 человек. Двигатель мощностью 60-100 л. е., скорость хода 22-24 км/час
Рис. 8. Учебный скутер длиной 3,8 м Удачные конструкции мотолодок такого типа созданы спортсменами-конструкторами Эстонии.
Рис. 9. Схема обводов трехточечного глиссера: 1-Ватерлиния на полном ходу; 2-Плавник; 3- Нижняя скула; 4-Киль; 5-Верхняя скула; б-Верхняя скула смонсоиа; 7-Нижняя скула спонсо-на; 8-Киль сионсона
Рис. 10. Гоночный скутер с обводами трехточечной схемы Для скоростных соревнований мотосудов по классам катеров большей частью используют открытые быстроходные катера обычных конструкций (см. рис. 4), тем более что "Правилами соревнований по водно-моторному спорту" предусмотрена обязательная установка на катерах серийных двигателей. Однако возможно и целесообразно создание конструкций специально гоночных катеров, удовлетворяющих требованиям спортивной классификации по этому классу мотосудов, но имеющих преимущество в скорости хода перед серийно выпускаемыми промышленностью быстроходными катерами (рис. 12).
Рис. 11. Спортивная мотолодка из фанеры, длина 3,6 м, ширина 1,4 м, с подвесным мотором "Москва" (10 л. е.), экипаж 2 человека, скорость хода 35 км/час
Рис. 12. Гоночный катер
Рис. 13. Гоночный глиссер - монотип Простейшие гоночные глиссеры сохранились в водно-моторном спорте в
виде мотосудов-монотипов, размерения. обводы и конструкция которых
ограничены или точно определены специальными правилами. Английская
конструкция такого глиссера показана на рис. 13.
Рис. 14. Теоретический чертеж малого глиссера длиной 3,80 м, шириной 1,75 м Для гоночных глиссеров наиболее распространены "трехточечные" обводы (см. рис. 9). Действительный теоретический чертеж одного из самых малых американских трехточечных глиссеров и большой глиссер такого же типа на ходу изображены на рис. 14 и 15. Эти же обводы нашли применение и на рекордных глиссерах, достигающих скоростей до 250 км в час. Один из самых известных рекордных глиссеров такого типа - "Синяя птица" (Англия).
Рис. 15. Трехточечный гоночный глиссер с двигателем мощностью 1700 л. с. на ходу В дальнейшем были созданы глиссеры "двухточечной" схемы (рис. 16) с
полупогруженными винтами, позволявшие развивать скорость свыше 300
км/час.
Рис. 16. Рекордный глиссер двухточечной схемы с полупогружеяным гребным винтом. Длина 8,7 м, ширина 3,5 м. Двигатель мощностью около 1500 л. с. Скорость хода 260-280 км/час
Рис. 17. Рекордный поплавковый глиссер с воздушно-реактивным двигателем (проект) После введения в международную спортивную классификацию мотосудов
неограниченного класса с реактивными двигателями (без гребных винтов)
были созданы поплавковые глиссеры с воздушно-реактивными двигателями, на
одном из которых в 1959 г. была достигнута рекордная скорость - около
413 км/час.
Читать про устройство корпуса моторных судов...
|
|
||
|
||||
|
||||
|