Типы спортивных судов Устройство спортивных судов Катерные двигатели Правила плавания Общая лоция Основы спасательного дела Клининг на водных судах Полезные ссылки Полезные статьи
 

 
Основные типы спортивных моторных судов, как устроено спортивное судно, ремонт катера, ремонт водного судна, как сделать водное судно в гараже, водный спорт, судоводство речных судов, как водить судно, лоция водных путей

 

Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов, водного транспорта

 

Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов, водного транспорта, Управление судном, общая лоция, правила плавания, основы судовой речной практики, моющие средства для мойки днищ катеров и яхт, клининг на водном транспорте

22.05.2015 20:26
дата обновления страницы

Основные типы спортивных моторных судов Дата создания сайта:
16/04/2007

 

Основные типы спортивных моторных судов
Устройство корпуса моторных спортивных судов
Основа устройства катерных двигателей
Подвесные лодочные моторы
Стационарные катерные двигатели
Механизмы линии валов катеров
Правила плавания по внутренним судоходным путям России
Общая лоция внутренних водных путей
Основы судовой речной практики
Основы спасательного дела

Полезные ссылки
Полезные статьи
Клининг на яхтах и катерах, лодках, отмываем днище
Очистка маталла
Очистка инжекторов и форсунок
 

История изменения сайта  

Яндекс метрика

Яндекс.Метрика

Интересные моменты

 

 

 

Открытые или имеющие легкую надстройку мотолодки и катера

Среди малых туристских мотосудов выделяются две основные группы: открытые или имеющие легкую надстройку мотолодки и катера, не обеспечивающие обитаемости, и катера с каютами, спальными местами и другим оборудованием, необходимым для обитаемости людей, находящихся на борту.

Туристские мотосуда первой группы более быстроходны, чем катера второй группы. Ранее существовавшее различие, при котором мотосуда первой группы имели большей частью подвесные моторы, а на катерах второй группы использовались только стационарные двигатели, ныне уже не отмечается. Увеличение мощности подвесных лодочных моторов привело к тому, что ими теперь оборудуется большинство катеров с каютами.

Небольшими мотосудами для туризма являются байдарки с бортовыми моторами мощностью 1-3 л. с. (рис. 2). Высокая проходимость, малый вес, возможность помещения значительного багажа, довольно большая скорость (15-18 км/час) делают такие байдарки пригодными для совершения дальних спортивных плаваний большой сложности.

Рис. 2. Двухместная деревянная туристская байдар ка длиной 4,0 м, шириной 0,9 м с бортовым подвесным мотором мощностью 1,5-2 л. с.

Рис. 2. Двухместная деревянная туристская байдар ка длиной 4,0 м, шириной 0,9 м с бортовым подвесным мотором мощностью 1,5-2 л. с.

Рис. 3. Современная деревянная (фанерная) туристская и учебная мотолодка для подвесного мотора: длина 3,6 м, ширина 1,5 м. Скорость хода с мотором !"Москва" (10 л. с.) и экипажем из 2 человек 32 км/час

Рис. 3. Современная деревянная (фанерная) туристская и учебная мотолодка для подвесного мотора: длина 3,6 м, ширина 1,5 м. Скорость хода с мотором !"Москва" (10 л. с.) и экипажем из 2 человек 32 км/час

Рис. 4. Серийный пластмассовый 4-местный спортивно-туристский катер длиной 4,9 м, шириной 1,8 м с конвертированным автомобильным двигателем "Москвич-407" с вертикальной колонкой (передачей на гребной винт). Скорость 36-38 км/час

Рис. 4. Серийный пластмассовый 4-местный спортивно-туристский катер длиной 4,9 м, шириной 1,8 м с конвертированным автомобильным двигателем "Москвич-407" с вертикальной колонкой (передачей на гребной винт). Скорость 36-38 км/час

Для спортивного туризма широко используются открытые мотолодки с подвесными моторами (рис. 3), а также открытые быстроходные глиссирующие катера со стационарными моторами (рис. 4) или менее быстроходные, но экономичные и вместительные открытые катера водоизмещающего типа (рис. 5) и

сходные с ними полузакрытые речные катера-лимузины. К туристским катерам с каютами, в которых предусматривается большая или меньшая степень обитаемости, кроме катеров с подвесными лодочными моторами (см. рис. 1), относятся также мореходные катера с малыми стационарными моторами (рис. 6), отличающиеся небольшими скоростями - до 12-15 км/час,- но высокой экономичностью.

Чтобы очистить днище водного судна от тины и водорослей применяют моющее средство Фаворит-К, которые можно приобрести на сайте www.matrixplus.ru с доставкой в любой регион России и ближнего зарубежья.

Для дальних спортивных плаваний по наиболее крупным рекам, водохранилищам и прибрежным морским районам предназначаются довольно большие высокобортные закрытые катера (рис. 7).

Приведенные выше отдельные примеры малых туристских мотосудов различных типов не охватывают многих возможных и целесообразных конструктивных решений мотолодок и катеров этого назначения, так как разнообразие заданий по условиям' плавания, необходимой вместимости и т. д. неизбежно приводит к созданию различных мотосудов, в наибольшей степени удовлетворяющих определенным требованиям.

Учебные мотосуда не отличаются какими-либо особыми конструктивными признаками. Для целей обучения практике вождения спортивных мотосудов могут успешно использоваться отдельные типы малых туристских мотосудов или разъездные катера.

Рис. 5. Стальной речной прогулочный катер длиной 8,0 м, шириной 1,6 м. Мощность двигателя 20-30 л. е., скорость хода 20-30 км/час

Рис. 5. Стальной речной прогулочный катер длиной 8,0 м, шириной 1,6 м. Мощность двигателя 20-30 л. е., скорость хода 20-30 км/час

Так, например, при первоначальной практике вождения мотосудов с подвесными лодочными моторами может быть применена в качестве учебной мотолодка, изображенная на рис. 3. Специально же гоночные мотосуда, а также все современные скутеры, построенные как гоночные суда, для учебных целей не используются. Для первой ступени практики управления скутерами рекомендуется упрощенный, переходный, тип скутеров (рис. 8).
 

Для обучения вождению катеров со стационарными моторами удобны разъездные катера типа, показанного на рис. 4, или прогулочные катера, сходные с изображенным на рис. 5.

Гоночные мотосуда также делятся на две группы: с подвесными моторами (скутеры и мотолодки) и со стационарными (катера и глиссеры).

Рис. 6. Мореходные туристские катера: вверху - серийный деревянный (разработан пластмассовый вариант), длиной 6,2 м, шириной 1,7 м, двигатель мощностью 6-14 л. с. (Л6-3, СМ-255Л или СМ-557Л). Скорость хода 12-17 км/час.; внизу - деревянный, длиной 9,0 м, шириной 2,0 м со вспомогательными парусами. Обитаемость для 4-6 человек. Мощность двигателя 12-20 л. е., скорость хода 14-18 км/час

Рис. 6. Мореходные туристские катера: вверху - серийный деревянный (разработан пластмассовый вариант), длиной 6,2 м, шириной 1,7 м, двигатель мощностью 6-14 л. с. (Л6-3, СМ-255Л или СМ-557Л). Скорость хода 12-17 км/час.; внизу - деревянный, длиной 9,0 м, шириной 2,0 м со вспомогательными парусами. Обитаемость для 4-6 человек. Мощность двигателя 12-20 л. е., скорость хода 14-18 км/час

Гоночные скутеры в настоящее время делаются почти все по" "трехточечной" схеме (рис. 9), широко применяемой для всех полностью глиссирующих гоночных мотосудов. Современный отечественный скутер с трехточечными обводами показан на рис. 10.

Гоночные мотолодки с подвесными моторами отличаются Уменьшенной длиной и малой килеватостью, что улучшает их ходовые качества, но приводит к понижению мореходности из-за больших перегрузок (ударов при ходе по взволнованной поверхности). На рис. 11 изображена отечественная гоночная мотолодка "двухтранцевого" типа.

Рис. 7. Большой мореходный катер длиной 11,0 м, шириной 3,3 м. Обитаемость для 4-5 человек. Двигатель мощностью 60-100 л. е., скорость хода 22-24 км/час

Рис. 7. Большой мореходный катер длиной 11,0 м, шириной 3,3 м. Обитаемость для 4-5 человек. Двигатель мощностью 60-100 л. е., скорость хода 22-24 км/час

Рис. 8. Учебный скутер длиной 3,8 м

Рис. 8. Учебный скутер длиной 3,8 м

 Удачные конструкции мотолодок такого типа созданы спортсменами-конструкторами Эстонии.

Рис. 9. Схема обводов трехточечного глиссера: 1-Ватерлиния на полном ходу; 2-Плавник; 3- Нижняя скула; 4-Киль; 5-Верхняя скула; б-Верхняя скула смонсоиа; 7-Нижняя скула спонсо-на; 8-Киль сионсона

Рис. 9. Схема обводов трехточечного глиссера: 1-Ватерлиния на полном ходу; 2-Плавник; 3- Нижняя скула; 4-Киль; 5-Верхняя скула; б-Верхняя скула смонсоиа; 7-Нижняя скула спонсо-на; 8-Киль сионсона

Рис. 10. Гоночный скутер с обводами трехточечной схемы

Рис. 10. Гоночный скутер с обводами трехточечной схемы

Для скоростных соревнований мотосудов по классам катеров большей частью используют открытые быстроходные катера обычных конструкций (см. рис. 4), тем более что "Правилами соревнований по водно-моторному спорту" предусмотрена обязательная установка на катерах серийных двигателей. Однако возможно и целесообразно создание конструкций специально гоночных катеров, удовлетворяющих требованиям спортивной классификации по этому классу мотосудов, но имеющих преимущество в скорости хода перед серийно выпускаемыми промышленностью быстроходными катерами (рис. 12).

Рис. 11. Спортивная мотолодка из фанеры, длина 3,6 м, ширина 1,4 м, с подвесным мотором <Москва> (10 л. е.), экипаж 2 человека, скорость хода 35 км/час

Рис. 11. Спортивная мотолодка из фанеры, длина 3,6 м, ширина 1,4 м, с подвесным мотором "Москва" (10 л. е.), экипаж 2 человека, скорость хода 35 км/час

Рис. 12. Гоночный катер

Рис. 12. Гоночный катер

Рис. 13. Гоночный глиссер - монотип

Простейшие гоночные глиссеры сохранились в водно-моторном спорте в виде мотосудов-монотипов, размерения. обводы и конструкция которых ограничены или точно определены специальными правилами. Английская конструкция такого глиссера показана на рис. 13.
 

Рис. 14. Теоретический чертеж малого глиссера длиной 3,80 м, шириной 1,75 м

Рис. 14. Теоретический чертеж малого глиссера длиной 3,80 м, шириной 1,75 м

Для гоночных глиссеров наиболее распространены "трехточечные" обводы (см. рис. 9). Действительный теоретический чертеж одного из самых малых американских трехточечных глиссеров и большой глиссер такого же типа на ходу изображены на рис. 14 и 15. Эти же обводы нашли применение и на рекордных глиссерах, достигающих скоростей до 250 км в час. Один из самых известных рекордных глиссеров такого типа - "Синяя птица" (Англия).

Рис. 15. Трехточечный гоночный глиссер с двигателем мощностью 1700 л. с. на ходу

Рис. 15. Трехточечный гоночный глиссер с двигателем мощностью 1700 л. с. на ходу

В дальнейшем были созданы глиссеры "двухточечной" схемы (рис. 16) с полупогруженными винтами, позволявшие развивать скорость свыше 300 км/час.
 Мировой рекорд скорости на дистанции 1 км для глиссеров с водяными винтами на начало 1961 г. составлял немного более 314 км/час.
 

Рис. 16. Рекордный глиссер двухточечной схемы с полупогружеяным гребным винтом. Длина 8,7 м, ширина 3,5 м. Двигатель мощностью около 1500 л. с. Скорость хода 260-280 км/час

Рис. 16. Рекордный глиссер двухточечной схемы с полупогружеяным гребным винтом. Длина 8,7 м, ширина 3,5 м. Двигатель мощностью около 1500 л. с. Скорость хода 260-280 км/час

Рис. 17. Рекордный поплавковый глиссер с воздушно-реактивным двигателем (проект)

Рис. 17. Рекордный поплавковый глиссер с воздушно-реактивным двигателем (проект)

После введения в международную спортивную классификацию мотосудов неограниченного класса с реактивными двигателями (без гребных винтов) были созданы поплавковые глиссеры с воздушно-реактивными двигателями, на одном из которых в 1959 г. была достигнута рекордная скорость - около 413 км/час.

Один из проектов таких рекордных мотосудов - трехпоплавковый глиссер с воздушно-реактивным двигателем - приводится на рис. 17.

Рекордные мотосуда со столь высокими скоростями хода, например 300-400 км/час и более, создаются единицами и, естественно, не могут найти применения в массовом спорте. Но скорости спортивных мотосудов всех типов и классов последовательно растут с каждым годом. Увеличиваются и средние скорости туристских мотосудов, а отсюда возникает необходимость совершенствования техники управления гоночными и туристскими мотосудами.

 

Читать про устройство корпуса моторных судов...

 

Средства для чистки катеров Как очистить, отмыть днище от водорослей пластиковых, стеклопластиковых, алюминиевых, железных катеров и яхт, деревяных лодок

Чистка днищ катеров от водорослей и налета ниже ватерлинии

Чистка ультразвуком

Купить химию, кислотные и нейтральные очистители для отмывки деталей в ультразвуковых ваннах

Кислотные средства для очистки черных металлов

Чистка ультразвуком

Фаворит К для отмывания железных изделий от оксидных пленок в ультразвуковой ванне

Кислотные очистители изделий из цветных металлов

Чистка инжектора, форсунок

Купить химию для промывки инжектора и форсунок в ультразвуковой ванне

Нейтральные средства для очистки инжектора и форсунок УЗ способом

Очистка инжектора, форсунок

Качественная химия для отмывания форсунок дизельных и бензиновых, инжекторов, карбюраторов в ультразвуковой ванне

Щелочные средства для очистки инжектора и форсунок УЗ способом

Тестирование форсунок

Тестовые и тестирующие жидкости для стендов проверки и диагностики форсунок

Тестовые жидкости для диагностики форсунок

Промывка форсунок

Химия, промывки, очистители, раскоксовыватели форсунок и инжекторов

Различные очистители и химия для ультразвуковой очистки

Очистители деталей, УЗО

Химия для чистки изделий из меди, бронзы, латуни в ультразвуковой ванне

Очистители деталей из различных материалов в ультразвуковой ванне

Очистка меди и бронзы

Очистители цветных металлов в ультразвуковых ваннах

В ультразвуковой ванне

 

 

На главную страницу

Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru


Развитие водного транспорта в России   Тайны морских катастроф   Управление судном и его техническая эксплуатация от А до Я
 


Смотрите также интересные ссылки:
Ультразвуковая очистка  Чистка днищ катеров   Краски необрастайки  Водный транспорт  Химия для подвижного железнодорожного состава  Интернет магазин автокосметики Управление судном