Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов,
водного транспорта
31.05.2015 09:30 дата обновления страницы
Стационарные катерные двигатели
Дата создания сайта:
16/04/2007
Отличие от автомобильных двигателей
Условия работы двигателя, установленного на катере, существенно
отличаются от работы двигателя на автомобиле. На катере двигатель все
время находится под большой и постоянной нагрузкой, в тяжелых
температурных условиях - из-за малого объема помещения машинного
отделения. Поэтому все автотранспортные двигатели, устанавливаемые на
катерах, подвергаются конверсии (преобразованию, приспособлению) для
работы на судах, которая заключается в следующем:
1. Коробка передач заменяется на реверсивно-редукторную передачу,
изменяющую направление вращения гребного вала судна для получения
переднего и заднего хода и уменьшающую число оборотов винта для
увеличения его эффективности. При сохранении автомобильной или
тракторной коробки перемены передач, ее переделка заключается в том, что
из работы исключаются ненужные на катере промежуточные скорости и число
оборотов гребного вала на заднем ходу увеличивается до числа оборотов на
прямой передаче и числа оборотов, близкого к ней.
2. Изменение системы охлаждения с установкой самовсасывающего насоса для
забортной воды при открытой системе охлаждения или с дополнительной к
этому установкой водо, водяного теплообменника и расширительного бачка с
термостатом для циркуляционной воды при замкнутой системе охлаждения.
3. Установка водо, масляного теплообменника для охлаждения масла вместо
радиатора, обдуваемого воздухом. Переустановка маслофильтра в связи с
необходимостью направить поток масла из двигателя для охлаждения в
водо, масляном теплообменнике.
4. Замена всасывающего и выхлопного коллектора на новый с охлаждением
водой для удобства обслуживания и обеспечения пожарной безопасности.
5. Замена воздухоочистителя на пламегаситель.
6. Изготовление щитка приборов, обеспечивающих контроль за работой
двигателя.
7. Установка датчика для тахометра, показывающего число оборотов
коленчатого вала.
8. Изменение крепления двигателя применительно к
установке его на фундамент в катере.
Отечественной промышленностью выпускаются судовые конверсии серийных
автотранспортных двигателей: ЗИЛ-120 с различными передаточными числами
редукторов, ГАЗ-51 с прямым или угловым реверс-редуктором и МЗМА-407 с
прямым редуктором или вертикальной колонкой.
Кроме судовой конверсии двигателей в заводских условиях, возможно
проведение и "малой конверсии", доступной для спортивных коллективов,
строящих мотосуда. Устанавливается какая-либо самовсасывающая помпа с
приводом от коленчатого вала двигателя, подающая забортную воду в
рубашку блока цилиндров; всасывающий и выхлопной коллектор оставляется
автомобильный, в том виде, как его изготовил завод, но на выхлопной
патрубок надевается сварной водяной кожух-чехол, в котором протекает
охлаждающая двигатель вода. Кожух защищает от ожогов при прикосновении к
коллектору.
Для охлаждения масла на днище картера наваривается второе дно (поддон),
и в образовавшуюся рубашку пропускают охлаждающую двигатель воду. Но на
поддоне не всегда хорошо охлаждается масло, поскольку на дне образуется
холодный густой слой масла, а над ним остается жидкое и горячее масло,
которое не смешивается с охлажденным. Чтобы этого не было, в картер
вставляют змеевик, выполненный в виде трубки, по которой течет
охлаждающая двигатель вода, и обтекающее змеевик масло лучше остывает.
Змеевик устанавливается в картере двигателя так, чтобы трубка была на
высоте половины уровня масла и во время работы двигателя за трубку не
задевали нижние головки шатунов. Концы трубок привариваются к стенкам
картера и заканчиваются штуцерами для подвода воды.
Коробка перемены передач устанавливается только от легкового автомобиля.
Коробки передач от грузовых автомобилей не годятся, так как не
обеспечивают заднего хода катера.
Фильтр карбюратора заменяется на пламегаситель. Для этого на входное
отверстие смесительной камеры карбюратора устанавливают трехрядный
сетчатый цилиндр, который не допускает выброса пламени из смесительной
камеры карбюратора при работе двигателя на бедной смеси.
"Малая конверсия", хотя и обеспечивает бесперебойную работу
автомобильного двигателя на катере, все же сокращает возможную
долговечность двигателя.