Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов,
водного транспорта
31.05.2015 09:56 дата обновления страницы
Стационарные катерные двигатели
Дата создания сайта:
16/04/2007
Основные детали системы питания двигателя
Основные детали системы питания. Подача топлива в карбюратор
двигателя осуществляется двумя способами: самотеком и под давлением. При
подаче самотеком (рис. 99,А) бензиновый бак расположен выше карбюратора,
и благодаря разности уровней бензин перетекает из расположенного выше
бака в карбюратор. При такой системе подачи топлива бензиновые баки
находятся в носовой части корпуса или в надстройке.
При расположении бензинового бака ниже уровня карбюратора или на одном
уровне с ним бензин подается в карбюратор при помощи бензонасоса,
включенного в систему подачи топлива (рис. 99,?). В последнее время
такая система получила наибольшее распространение, так как бак может
быть установлен в любом месте корпуса. Обычно баки находятся в кормовых
отсеках катера.
На рис. 99,Б показаны основные детали системы питания двигателя. В нее
входит бензобак 1, бензопровод 2, бензофильтр 3, бензонасос 4,
карбюратор 5, пламегаситель 6, всасывающий трубопровод 7.
Бензобак. Бензиновые баки, устанавливаемые на катерах, должны быть
рассчитаны не менее чем на 10 часов хода катера и иметь емкость не менее
60 л.
Бензобак обычно изготовляется из листовой стали. Внутри бака расположены
перегородки, не доходящие до дна. Они придают жесткость всей конструкции
и при качке уменьшают плескание топлива. В верхней части бака находится
горловина для заливки топлива, в которую вставлена мелкая сетка.
Горловина сверху закрывается пробкой с отверстием для воздуха. В верхней
части горловины, выходящей выше палубы, нанесена резьба, на которую
навернут фланец, привернутый к палубе на шурупах; он предохраняет от
попадания бензина в корпус катера при заправке. В нижней части бака
имеется спускная пробка для спуска отстоя. С карбюратором бензобак
соединяется медными или латунными трубками диаметром 8-10 мм. Между
баком и карбюратором находятся фильтры-отстойники, на выходе из
бензобака устанавливается запорный кран. Им пользуются во время ремонта
системы подачи топлива, когда надо устранить вытекание бензина из бака
при разобранных трубках.
Фильтр-отстойник. На рис. 100 показано устройство такого фильтра.
Основными частями его являются корпус 2, фильтрующий элемент 8 и
отстойник 7. Бензин через штуцер 10 попадает в корпус отстойника 7; из
него прожимается через фильтрующий элемент 8, собранный столбиком из
пластин 13. На пластинах имеются выступы, создающие между ними щель в
0,05 мм, через которую бензин прожимается из корпуса фильтра внутрь
фильтрующего элемента 8. Все механические примеси и вода остаются внутри
корпуса отстойника 7. Для плотного прижимания фильтрующих пластин друг к
другу имеется прижимная пружина 5. Между корпусом фильтра 2 и
отстойником 7 установлена уплотнительная прокладка 3; фильтрующий
элемент 8 упирается верхним концом в корпус 2 через пробковую прокладку
9. Для спуска отстоя из стакана фильтра имеется пробка 4. Фильтр
устанавливается в любом месте корпуса катера, так, чтобы к нему был
удобный доступ, но не ближе 2 м от моторного отсека.
Рис. 100. Фильтр-отстойннк бензина: 1-выходной
штуцер; 2-корпус фильтра; 3-прокладка между корпусом и стаканом
отстойника; 4-спускная пробка отстоя; 5-прижимная пружина; 6-стержень,
прижимающий отстойник к корпусу; 7-отстойника-фильтрующий элемент;
9-прокладка между корпусом и фильтрующим элементом; 10- входной штуцер;
11-стяжной болт; 12-выступ на фильтрующей пластине; 13-фильтрующие
пластины. (Путь бензина при фильтрации указан стрелками.)
Бензонасос. Подача бензина из бензобака в карбюратор производится
принудительно насосом диафрагменного типа. Насос (рис. 101) состоит из:
корпуса 16 и крышки 15, диафрагмы 7, штока 5, пружины 6, ;рычага 2,
фильтра из сетки 10, отстойника 12 с прижимной гайкой 13.
Работает бензиновый насос следующим образом: эксцентрик коленчатого вала
1, нажимая на рычаг 2, сжимает пружину 6 (рис. 101,а), оттягивая вниз
шток 5 вместе с диафрагмой 7. Объем над диафрагмой при этом
увеличивается, в нем создается разрежение, под действием которого
открывается впускной клапан 9. Бензин (см. стрелки), пройдя отстойник и
сетчатый фильтр, заполняет камеру над диафрагмой. Когда эксцентрик
сходит с рычага 2, пружина 5 разжимается, поднимая диафрагму вверх. В
этот момент впускной клапан 9 закрывается, давление в камере насоса
увеличивается, и открывается выпускной клапан 8, через который бензин
вытесняется из камеры насоса к карбюратору.
При наполнении поплавковой камеры бензином, бензин из камеры насоса
выхода не имеет. В этом случае работа насоса происходит так: эксцентрик
1 отжимает рычаг 2, который за стержень 5 оттягивает диафрагму вниз.
Происходит засос очередной порции бензина, ввиду того что выхода бензина
из камеры в сторону карбюратора нет и пружина 6 разжаться не может;
диафрагма 7 (рис. 101,а) остается в нижнем положении, мотор продолжает
работать, эксцентрик все время двигает рычаг. Рычаг 2 имеет два плеча (2
н 4). Плечо 2 соприкасается с эксцентриком, плечо 4 соединено со штоком
5, опущено вниз и не двигается. Плечо 2, соприкасающееся с эксцентриком,
двигается вхолостую. Оно прижимается к эксцентрику специальной пружиной
3. Как только бензин уйдет из камеры насоса, пружина 6 разжимается (рис.
101,6), диафрагма 7 поднимется вверх, свободный ход между плечами 2 и 4
рычага устраняется, и рычаг начинает работать как одно целое. В
зависимости от режима работы двигателя изменяется количество бензина,
подаваемого в карбюратор. Производительность насоса в 2-3 раза больше,
чем потребление бензина двигателем, что необходимо для бесперебойного
обеспечения карбюратора бензином.
Для ручной подкачки бензина в карбюратор в нижней части насоса
установлен рычаг, приводящий в движение диафрагмы.
Пламегаситель. Засасываемый в цилиндры автомобильного двигателя воздух
несет с собой частицы пыли. Для очистки воздуха, поступающего в
двигатель, используются комбинированные инерционно-масляные
воздухоочистители, которые в катерных двигателях заменяются сетчатыми
пламегасителями.