Основные определения. Всякое судно, в том числе и спортивное,
представляет собой плавучее сооружение, которое должно обладать
следующими основными свойствами:
а) плавучестью - способностью держаться на воде в определенном положении
при заданной полезной нагрузке;
б) остойчивостью - свойством находиться в состоянии равновесия (без
наклонения вправо или влево, а также на нос или на корму) и возвращаться
в свое начальное положение равновесия (прямое положение) после
прекращения действия внешней силы (ветра, волны или перемещения груза),
выведшей судно из начального положения;
в) непотопляемостью - способностью сохранять достаточную плавучесть и
остойчивость при затоплении водой части корпуса судна;
г) ходкостью - способностью судна двигаться по воде с заданной скоростью
при затрате минимальной мощности;
д) мореходностью - способностью противостоять действию волны и ветра без
существенной 'потери скорости, без опасного заливания палубы или кокпита
и недопустимо большого крена;
е) управляемостью - способностью двигаться в заданном направлении и
изменять его при помощи рулевого устройства;
ж) прочностью - способностью противостоять воздействию внешних сил без
изменения формы, разрушения отдельных элементов конструкции или
появления водотечности при сохранении заданного срока службы.
Основные понятия о теоретическом чертеже корпуса. Геометрическая форма
наружной поверхности корпуса судна изображается с помощью теоретического
чертежа (рис. 18). Все суда, кроме деревянных, с толстой обшивкой или
пластмассовых, изображаются на теоретическом чертеже без наружной
обшивки. Такая условность принята из тех соображений, что толщина
металлической обшивки мала и не влияет на все последующие расчеты.
За основные плоскости проекции теоретического чертежа принимаются
следующие:
1. Плоскость диаметральная (ДП) или вертикально-продольная, проходящая
вдоль всего судна посередине его ширины и являющаяся плоскостью его
симметрии. Проекция судна на эту плоскость называется боком.
Рис. 18. Теоретический чертеж: а -круглодонного
катера; б- v-образной мотолодки
2. Плоскость грузовой, или конструктивной, ватерлинии, совпадающая с
поверхностью воды при плавании судна по проектную осадку. Проекция судна
на эту плоскость называется полуширотой, или планом. Так как судно в
плане симметрично относительно ДП, в этой проекции принято изображать
лишь его половину. 3. Плоскость мидель-шпангоута, перпендикулярная
первым двум плоскостям и проходящая посередине расчетной длины судна.
Проекция судна на эту плоскость называется корпусом. На этой проекции
принято изображать направо от ДП носовые шпангоуты, а с левой стороны -
кормовые.
Сечения судна плоскостями, параллельными трем основным проекциям,
образуют три системы сечений: шпангоуты, ватерлинии и батоксы.
Шпангоутами называются кривые, получающиеся от пересечения поверхности
корпуса плоскостями, параллельными плоскости миделя. Шпангоут,
совпадающий с плоскостью миделя, называется мидель-шпангоут, или мидель.
На чертеже мидель обозначается условным знаком ; на проекциях полуширота
и шпангоуты изображаются прямыми линиями.
Батоксами называются кривые, получающиеся от пересечения поверхности
судна плоскостями, параллельными диаметральной плоскости. На проекциях
полушироты и корпуса батоксы изображаются прямыми линиями.
Размеры судна характеризуются тремя основными величинами: длиной L,
шириной В и высотой Н. Эти величины называют главными размерениями
судна.
Для каждого типа судна главные размерения должны находиться в
определенных оптимальных (наивыгоднейших) соотношениях, обеспечивающих
получение максимальной скорости при минимальной затрате мощности,
достаточной остойчивости и ряда других качеств. На рис. 18, а изображен
теоретический чертеж круглодонного туристского катера со стационарным
мотором, а на рис. 18,6 - теоретический чертеж У-образной моторной лодки
под подвесной мотор. Кроме указанных выше линий теоретического чертежа,
на чертеже пунктиром обозначена линия перехода борта в днище, так
называемая линия скулы. Кроме того, на обоих чертежах нанесены: линия
борта, образуемая пересечением борта с палубой, линия киля, являющаяся
нижним очертанием диаметральной плоскости, и линия палубы- верхнее
очертание диаметральной плоскости, образуемое ее пересечением с
плоскостью палубы.
Как было сказано выше, основными геометрическими величинами,
характеризующими судно, являются его главные размерения: LBH (рис. 19).
При этом L измеряется между носовым и кормовым перпендикулярами,
проходящими через точки их пересечения с грузовой ватерлинией. Ширина В
грузовой ватерлинии в самом широком ее месте обычно на миделе, а высота
Я на миделе от нижней кромки киля или шпунта до палубы, Характерными
величинами судна являются: длина габаритная- L габ.,- измеренная по
палубе с учетом выступающих частей, и длина наибольшая - L нб - длина по
палубе без выступающих частей. Ширина судна измеряется также и по самому
широкому месту корпуса с учетом выступающих частей- это величина В габ.
Высота борта Н измеряется на миделе от нижней точки киля (или от линии
шпунта) до борта.
Рис. 19. Главные размерения судна
Важной величиной для характеристики судна как со стороны соотношения
его размеров, так и с эксплуатационной стороны является величина
погружения судна в воду, т. е. его осадка, обозначаемая буквой Т.
Различают две величины осадки 7': расчетная от грузовой ватерлинии до
нижней кромки киля (или до линии шпунта) и Т габ. от грузовой ватерлинии
до самой нижней части катера, обычно до ограждения гребного винта или до
киля. Разность между высотой борта Н и осадкой Т называется высотой
надводного борта. Главные размерения находятся для каждого типа судна в
определенных пределах и соотношениях. Отношение L :B характеризует
главным образом ходкость. Отношение длины к высоте борта L. И
характеризует прочность: чем выше будет борт при равной длине, тем судно
будет прочнее; отношение L .H лежит в пределах от 6 до 14 для спортивных
мотосудов. Отношение высоты борта к осадке Я : Т дает представление о
запасе плавучести, т. е. об отношении объема подводной части корпуса
ниже грузовой ватерлинии к объему судна от грузовой ватерлинии до полной
высоты борта.