Любая моторная (силовая) установка спортивного судна состоит из
трех основных частей: двигателя, линии вала (трансмиссии) и движителя
(гребного винта).
Двигателем называется агрегат, преобразующий любой вид энергии в
механическую работу. Те двигатели, которые преобразуют механическую
работу из тепловой энергии, называются тепловыми двигателями. Двигатель,
в котором сгорание топлива и получение тепловой энергии происходит
внутри его цилиндра, называется поршневым двигателем внутреннего
сгорания. По процессу смесеобразования поршневые двигатели внутреннего
сгорания разделяются на:
1) с внешним смесеобразованием и воспламенением
от искры (карбюраторные)
2) с внутренним смесеобразованием и
воспламенением смеси от сжатия (дизели).
На туристских и спортивных мотосудах устанавливаются тепловые двигатели
внутреннего сгорания, большей частью карбюраторные, однако не
исключается и использование дизелей.
По применяемому рабочему циклу (двух- или четырехтактному), по числу
цилиндров - от одного до двенадцати, по мощности- от 0,5 л. с. до
нескольких тысяч, по числу оборотов двигателя- от 500 до 10 000 в мин.,
по весовым и габаритным характеристикам, а также по конструкции
двигатели спортивных мотосудов чрезвычайно разнообразны. Но, в основном,
по конструктивному типу они делятся на два отдельные класса:
Мощность существующих подвесных лодочных моторов от 0,5 до 80 л. с. (у
специально гоночных и рекордных моторов до 160 л. е.). Удельный вес на 1
л. с. мощности от 6 до 0,7 кг/л.с. при общем весе до 120-130 кг.
Мощность большинства стационарных катерных двигателей от 1 до 500 л. с.
при удельном весе от 20 до 2 кг/л.с. На гоночных, рекордных катерах и
глиссерах устанавливаются предельно легкие двигатели мощностью до
3000-5000 л. с. Мощность дизелей, используемых на катерах, лежит в
пределах 4-1200 л. с. при удельном весе от 30 до 2 кг/л.с.
В карбюраторных двигателях, работающих на легком топливе (бензине),
горючая смесь приготовляется вне цилиндра двигателя- в карбюраторе - и
поступает в цилиндры в готовом виде.
Зажигание рабочей смеси происходит от электрической искры. В двигателях
дизеля, работающих на тяжелом топливе, горючая смесь приготовляется из
поступающих раздельно воздуха и топлива внутри цилиндра или в камере ("форкамере"),
соединенной с цилиндром. Зажигание рабочей смеси происходит от высокой
температуры сжатия воздуха, с которым соприкасается распыленное топливо,
вспрыснутое в цилиндр двигателя.
Несмотря на некоторое различие в прохождении рабочего процесса этих
двигателей - в карбюраторном двигателе сгорание топлива происходит при
постоянном объеме и резко повышающемся давлении, в двигателе дизеля
топливо сгорает при относительно постоянном давлении и переменном
объеме,- устройство их, в основном, одинаково.