Иное дело было в царской России, где водно-моторный спорт был
доступен лишь ограниченному кругу богатых "любителей" из
буржуазного общества.
В начале XX века в яхт-клубах городов Санкт-Петербурга.
Николаева, Киева, Ростова-на-Дону и других начинают появляться
моторные лодки и катера.
В Санкт-Петербурге 19 июля 1904 г. состоялись первые гонки
катеров на приз Санкт-Петербургского речного яхт-клуба, на
которых катер "Эфиоп" под управлением А. Золотова занял второе
место. В следующем году в гонке на этот приз А. Золотое завоевал
первое место (на катере "Эх-ма"), В июне 1907 г. также в
Санкт-Петербурге была впервые в России проведена международная
гонка моторных судов класса "К" (каютные суда) на дистанции
Крестовский остров - Кронштадт - Петергоф - Крестовский остров,
состоящая из четырех гонок. Гонку выиграл представитель Франции
на катере "Лоррен II". Через три месяца, 27 сентября 1907 г., в
Германии, на Рейне, в международной гонке на дистанции около 153
км русская моторная лодка "Царица" показала среднюю скорость,
превышающую 50 км/час. Лодка была сконструирована Б. Г. Луцким.
Немецкая пресса отмечала, что "Нигде в мире, даже
приблизительно, такого результата еще не достигнуто, и,
вероятно, эта победа русских останется на долгое время".
В 1912 г. на озере у Боткинского завода на Урале был построен
первый глиссер. К этому же периоду относится и постройка в
Санкт-Петербурге любителями гребного общества "Фортуна" на
Шуваловских озерах глиссера с воздушным винтом, отдаленно
напоминающего морские сани.
После Великой Октябрьской социалистической революции, когда
физическая культура и спорт в нашей стране получили небывало
широкий размах и стали достоянием всех трудящихся, большое
развитие в нашей стране получил и водно-моторный спорт.
В 1925 г. при Московском автомобильном клубе (МАК) была создана
водно-моторная секция, занявшаяся организацией водно-моторного
спорта в столице. Несмотря на отсутствие опыта и каких-либо
традиций, секции водно-моторного спорта начали создаваться в
спортивных организациях Москвы, Ленинграда, Горького, Ярославля,
Киева и других городов.
Осенью 1926 г. Московский автомотоклуб провел на Москве-реке
первые скоростные соревнования моторных лодок. Эти соревнования
и положили начало развитию водно-моторного спорта в столице и
нашей стране.
В 1928 г. в Москве впервые в Советском Союзе на соревнованиях
появились скутеры. Эти соревнования привлекли к себе внимание и
очень заинтересовали спортсменов.
Большую роль в развитии водно-моторного спорта сыграл
организованный обществом "Автодор" Центральный водно-моторный
клуб им. П. И. Баранова, в котором конструкторы и спортсмены
вели работу по созданию быстроходных судов с подвесными и
стационарными моторами.
Наряду со скоростными соревнованиями мотосудов в 1928- 1938 гг.
был проведен ряд крупных испытательных и туристских походов на
моторных лодках, катерах и глиссерах по маршрутам: Москва -
Горький - Казань - Горький, Архангельск - Котлас, Москва -
Саратов, Москва - Астрахань и т. д. Эти походы послужили началом
развития в нашей стране водного туризма на мотосудах.
С 1935 г. в Москве регулярно проводилась гонка скутеров на
достижение наивысшей скорости на приз Центрального
водно-моторного клуба км. П. И. Баранова. С этого же времени в
ряде городов Советского Союза начали ежегодно проводить
первенства по водно-моторному спорту.
Первенство Советского Союза по водно-моторному спорту для
скутеров, катеров и глиссеров впервые было проведено в Москве на
Химкинском водохранилище в 1938 г. Здесь были установлены первые
рекорды страны.
Решающее значение для развития водно-моторного спорта в нашей
стране имело создание отечественных подвесных лодочных моторов,
катеров и глиссеров с отечественными автомобильными моторами. В
1940 г. на глиссере НКЛ-17 с мотором ГАЗ М-1 была достигнута
скорость 49,3 км/час; на глиссере НКЛ-5 с мотором М-11 в 100 л.
с. на дистанции 1 км была показана скорость 70,555 км/час
(первый официальный абсолютный рекорд СССР).
Великая Отечественная война 1941 -1945 гг. прервала дальнейшее
развитие водно-моторного спорта.
Победоносное завершение Великой Отечественной войны и
возвращение ведущих мастеров спорта к мирному труду
способствовали быстрому возрождению водно-моторного спорта в
нашей стране. Возобновились розыгрыши первенств городов и других
традиционных соревнований, началась работа с молодежью в
добровольных спортивных обществах "Трудовые резервы", "Водник",
"Локомотив" и др.
Выполняя решение Центрального Комитета Коммунистической партии
от 27 декабря 1948 г. "О развитии массового физкультурного
движения и повышении спортивного мастерства советских
спортсменов", наши спортсмены добились больших успехов в течение
1949-1952 гг., когда они 27 раз обновляли таблицу рекордов СССР
по водно-моторному спорту.
В 1952 г. в Киеве на реке Днепре было проведено второе
первенство СССР, в котором участвовали команды Москвы, Киева и
Риги. Первое место заняла команда Москвы, установившая ряд новых
всесоюзных рекордов. Водно-моторный спорт начали культивировать
и в Добровольном Обществе Содействия Армии, Авиации и Флоту
(ДОСААФ), в добровольных спортивных обществах "Труд", "Торпедо",
"Жальгирис", "Калев", "Даугава", в крупнейших коллективах
предприятий машиностроения и судостроения.
Образование Союза спортивных обществ и организаций СССР,
создание федераций по видам спорта открыли новые возможности для
дальнейшего развития водно-моторного спорта в СССР.
Розыгрыши очередных первенств СССР в 1956-1957 гг. в Риге, в
1958 и 1959 гг. в Киеве, в 1960 г. на Комсомольском озере в
Тернополе, в 1961 г. на озере Харку близ Таллина, розыгрыши
ведомственных первенств, проведенная ДОСААФом международная
встреча со спортсменами стран народной демократии, Всесоюзная
спартакиада по техническим видам спорта 1960-1961 гг.
способствовали новому подъему водно-моторного спорта в нашей
стране.
В 1960-1961 гг. свыше 60 раз обновлялась таблица всесоюзных
рекордов на моторных судах.
В сентябре 1960 г. Федерация водно-моторного спорта СССР
направила для участия в товарищеских соревнованиях на скутерах в
Германскую Демократическую Республику спортивную делегацию СССР.
Большое количество рек, огромные водоемы-водохранилища, морские
побережья СССР создают прекрасные условия для развития в нашей
стране водно-моторного спорта и туризма.
Водно-моторный спорт имеет большое прикладное значение в
хозяйственной жизни нашей страны. Освоение его техники
способствует подготовке кадров квалифицированных и опытных
специалистов для народного хозяйства, морского и речного флота.
Велико оздоровительное значение дальних спортивных плаваний, где
благоприятно сочетается длительное воздействие на организм
основных целебных факторов - солнца, воздуха и воды. Занятия
водно-моторным спортом вырабатывают в спортсменах смелость и
выносливость, быстроту реакции и точность расчета, волю к
достижению поставленной цели, способствуют развитию у водителей
моторных судов специальных знаний.
В Советском Союзе любому гражданину открыта дорога в клуб любой
спортивной организации, где он сможет обучиться водно-моторному
делу, получить права на управление спортивными моторными судами,
приобрести технические навыки для участия в соревнованиях и
совершения дальних спортивных походов.
Крупносерийный выпуск отечественной промышленностью подвесных
лодочных моторов, конверсия (преобразование) серийных
автомобильных двигателей для судовой службы, выпуск в продажу
корпусов лодок для подвесных моторов, небольших катеров, а также
работы ряда конструкторов над созданием новых конструкций малых
судов дают возможность дальнейшего развития водно-моторного
спорта в нашей стране.
Высокие спортивные результаты наших судоводителей являются
следствием их упорного труда над улучшением ходовых качеств
мотосудов и неустанного стремления к совершенствованию искусства
вождения быстроходных спортивных мотосудов и повышения
спортивного мастерства.
Новая спортивная классификация, введение в действие мерительных
свидетельств на спортивные суда, выпуск учебной и специальной
литературы, товарищеские международные встречи со спортсменами
демократических стран, увеличившееся количество проводимых
спортивных соревнований являются важным фактором улучшения
качества всей учебно-спортивной работы по водно-моторному
спорту, в которой первой ступенью является подготовка
спортсменов к получению прав управления спортивными моторными
судами.