Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов,
водного транспорта
01.06.2015 19:19 дата обновления страницы
Механизмы линии вала катера
Дата создания сайта:
16/04/2007
Коленчатый вал двигателей, устанавливаемых на катерах,
мотолодках и других мелких моторных судах, в том числе и спортивных,
вращается всегда в одну и ту же сторону. Между тем для обеспечения
маневренности мотосудов необходимо, чтобы гребной винт мог для получения
переднего или заднего хода вращаться в обоих направлениях и для
получения холостого хода отключаться от работающего двигателя. С этой
целью в механической установке катеров и большинства других малых
мотосудов предусматривается реверсивно-разобщительный механизм.
В ряде случаев реверсивно-разобщительные механизмы выполняются
совместно с редукторами — устройствами, уменьшающими число оборотов
гребного вала относительно числа оборотов коленчатого вала двигателя,
что необходимо для повышения эффективности работы гребного винта. Такие
объединенные механизмы называются реверс-редукторами.
При часто встречающейся у спортивных мотосудов схеме с расположением
двигателя в кормовой части судна необходима передача, связывающая
пересекающиеся под углом или параллельные оси гребного вала и вала
двигателя. Такие передачи выполняются в виде угловых передач или
вертикальных передаточных колонок. Обычно угловые передачи и
передаточные колонки используются и как редуктор. В некоторых
конструкциях угловых передач — редукторов — имеется также и
разобщительное устройство. Когда нет необходимости уменьшать число
оборотов гребного винта относительно числа оборотов коленчатого вала
двигателя, как это обычно бывает у быстроходных катеров и не гоночных
глиссеров при расположении двигателей в средней части корпуса судна,
применяют реверсивно-разобщительные муфты, в большинстве случаев
представляющие собой устройства, состоящие из системы шестерен,
механизма сцепления и упорного подшипника.