Обширный класс спортивных моторных судов охватывает множество
судов, различных по своим конструктивным и эксплуатационным
характеристикам. Разнообразие конструкций малых мотосудов, относимых к
классу спортивных по общесудостроительной терминологии, определяется
прежде всего различными условиями эксплуатации судов и различием
предъявляемых к ним требований. Например, мотосуда для туризма -
наиболее многочисленная и разнообразная группа спортивных моторных судов
- включает в себя как самые малые, иногда складные, мотолодки с
подвесными (бортовыми) моторами мощностью 0,5-3 л. с. для использования
на малых реках, так и большие мореходные катера с двигателями мощностью
до 300-500 л. с. для дальних спортивных плаваний по магистральным рекам,
водохранилищам и морям.
Учебные мотосуда по своему основному назначению должны быть достаточно
разнообразными, чтобы обеспечить возможность ведения учебной и
тренировочной работы в условиях максимально близких к тем, в которых
обучающимся придется применять полученные знания и навыки.
Гоночные мотосуда, хотя и ограничиваются соответствующими требованиями
спортивной классификации мотосудов, все же являются весьма
разнообразными по своей конструкции.
Разработка оптимальных конструкций, удовлетворяющих ограничительным
условиям спортивной классификации, ставит перед проектантами столь
высокие требования, что в ряде случаев проектирование гоночных мотосудов
приводит к таким инженерным решениям, результаты которых далеко выходят
за пределы специального спортивного катеростроения. Например, достижение
сверхвысоких скоростей на воде (для мотосудов неограниченного класса
спортивной классификации) требует разработки таких специальных вопросов,
как создание гребных винтов, работающих при числе оборотов более 8-10
тысяч в минуту и при скоростях до 40-80 м/сек, отработки устойчивости
хода и управляемости глиссеров с реактивными двигателями на скоростях
350-400 км/час и т. п.
Высокие скорости хода спортивных (гоночных) мотосудов, весьма большие
удельные и абсолютные мощности их двигателей достигаются только в
результате технического совершенства этих судов, что должно учитываться
при изучении типов и устройства спортивных мотосудов.
Все спортивные мотосуда разделяются на следующие основные группы,
определяющие характер конструкции и тип судна:
I. По назначению: а) туристские, б) учебные, в) гоночные.
II. По типу механической установки (главным механизмам):
а) с подвесными (легкосъемными) моторами, б) со стационарными (постоянно
установленными) двигателями.
III. По способу движения: а) водоизмещающие (плавающие),
б) скользящие (глиссирующие).
К туристским судам относится множество типов простых и дешевых малых
открытых мотолодок с подвесными лодочными моторами или малых катеров со
стационарными двигателями относительно небольшой мощности, на которых
туристы могут совершать длительные путешествия, организуя ночлег на
берегу. К этим судам не предъявляется требований по обитаемости на
судне, и, поскольку непрерывное (круглосуточное) движение на них
неосуществимо, скорости таких судов бывают относительно высокими - до
30-50 км/час, при удовлетворительной экономичности в связи с небольшим
их водоизмещением. Однако среди них встречаются и суда с меньшими
скоростями, когда наибольшую экономичность получают за счет установки
маломощных моторов (до 3-6 л. е.). Такие туристские мотосуда
используются для многодневных походов небольшой протяженности, тогда как
для однодневных туристских походов необходимы более быстроходные
мотолодки, позволяющие удаляться от городских районов за
непродолжительное время.
С повышением мощности и надежности подвесных лодочных моторов, начиная с
1950-1955 гг., получили весьма значительное распространение небольшие,
длиной 5-7 м, катера с каютами на 2-4 человека (рис. 1), с 1-2
подвесными лодочными моторами, суммарной мощностью 10-40 л. с. (за
рубежом до 160 л. е.). Широкий диапазон мощностей моторов, позволяющий
иметь достаточно экономичные машинные установки при скоростях 15-18
км/час и получать скорости до 50-60 км/час, удобство общего расположения
(подвесные моторы не отнимают полезной площади в катере), простота
конструкций корпусов и как следствие относительная дешевизна таких судов
делают их пригодными для самых различных видов водно-моторного туризма.
К туристским мотосудам относятся также большие катера со стационарными
двигателями, на которых туристы в количестве 8-12 и более человек могут
совершать длительные путешествия по рекам, озерам и морям с обеспечением
полной обитаемости на судне.
Скорости туристских мотосудов обычно невысоки, так как важнейшей
характеристикой такого судна всегда будет его экономичность, резко
уменьшающаяся с увеличением скорости хода судна. Например, при
увеличении скорости вдвое расход топлива на 1 км пути возрастет в 3-5
раз. Для туристских мотосудов значительные скорости возможны лишь при
малых размерах судна.
Рис. 1. Туристский катер длиной 5,8 м с
подвесным лодочным мотором мощностью 10-20 л. с.
Учебные спортивные мотосуда, предназначаемые для обучения новичков
практике управления ими и для дальнейшей тренировочной работы,
представляют собой большей частью небольшие (длиной до 6-7 м) открытые
6-10-местные катера со стационарными двигателями или 4-5-местные
мотолодки с подвесными моторами. Скорости их невелики: 15-35 км/час.
Все учебные мотолодки или катера должны иметь высокую остойчивость.