Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов,
водного транспорта
22.05.2015 20:26 дата обновления страницы
Основные типы спортивных моторных судов
Дата создания сайта:
16/04/2007
Моторные суда, допускаемые к участию в
соревнованиях по водно-моторному спорту
Учебные скутеры размером около 4,0X1,2 м должны обеспечивать
возможность размещения в кокпите двух человек (обучаемого и
инструктора). Учебные скутеры на одного человека должны иметь достаточно
высокую скорость хода - для возможности использования судна в
последующих стадиях обучения и при самостоятельных выходах обучающихся.
Обводы учебных скутеров рассчитываются для обеспечения высокой
остойчивости на глиссировании, особенно при маневрах. Поэтому на учебных
скутерах предусматривается двойная скула в корме (см. рис. 9), при
которой скутер не опрокидывается даже на самых резких поворотах или при
опасных ошибочных маневрах.
Гоночные мотосуда имеют различные размеры и конструкции. Но все эти суда
обязательно должны удовлетворять ограничениям действующей системы
спортивной классификации, предусматривающей как суда с подвесными
лодочными моторами (глиссирующие скутеры и относительно менее
быстроходные мотолодки), так и суда со стационарными двигателями
(глиссеры и катера различных типов).
Гоночные мотосуда - преимущественно открытые, с предельно малым числом
мест для команды. Скорости их очень высоки. Для достижения наивысшей
скорости на таких судах приносятся в жертву такие качества, как
мореходность, способность судна ходить при волнении по условиям
прочности, экономичность и т. п.
Скорости гоночных скутеров превосходят 120 км/час, мотолодок- 80 км/час,
катеров-100 км/час и глиссеров - 200 км/час.
Рекордные гоночные мотосуда представляют собой специально
спроектированные конструкции, в которых все подчинено единственной
задаче - получению наивысшей скорости при условии удовлетворения
требований спортивной классификации. Эти мотосуда часто имеют особую,
своеобразную конструкцию и специфические формы, не находящие аналогии в
других областях судостроения. Скорость рекордных мотосудов
неограниченной категории превзошла за границей 400 км/час, скорость же
скутеров близка к 200 км/час.
Моторные суда, допускаемые к участию в соревнованиях по водно-моторному
спорту, должны удовлетворять определенным техническим требованиям и
ограничительным условиям, предусмотренным "Правилами соревнований по
водно-моторному спорту"*. Правилами предусматривается разделение
спортивных мотосудов на спортивные категории в зависимости от типа
корпуса судна и величины рабочего, объема двигателя, установленного на
судне.
Для уравнения возможностей победы участников соревнования проводятся
между судами одной и той же спортивной категории.
Спортивная классификация мотосудов СССР предусматривает разделение
спортивных мотосудов по способу установки на них двигателей на две
основные группы:
а) суда с подвесными моторами;
б) суда со стационарными двигателями.
К группе судов с подвесными моторами относятся суда, главные механизмы
которых (двигатель со всем оборудованием, передача к гребному винту и
гребной винт) расположены вне корпуса судна и могут быть без демонтажа
этих механизмов целиком перенесены с одного судна на другое. Суда, не
удовлетворяющие этим условиям, относятся к судам со стационарными
двигателями.
Все спортивные мотосуда разбиваются на категории в зависимости от типа
корпуса.
Суда с подвесными моторами: а) мотолодки-типа "М", б) скутеры - типа
"С".
Суда со стационарными двигателями: а) катера - типа "К", б) глиссеры -
типа "Г", в) неограниченный - типа "со".
Каждая группа судов в зависимости от рабочего объема цилиндров
установленного на судне двигателя разбивается на классы, причем в случае
установки на судне нескольких двигателей рабочий объем их определяется
суммарно.
По рабочему объему цилиндров все подвесные моторы делятся на следующие
классы: до 175, 250, 350, 500 и 1000 см3. Для стационарных двигателей
предусмотрены классы: до 900, 1300, 2000, 3000, 4500 и 7000 см3.
Классы мотолодок предусматривают установку серийных подвесных моторов с
рабочим объемом 175, 250, 350 и 500 см3 и имеют условные обозначения:
"МИ", "МА", "МВ" и "МС".