Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов,
водного транспорта
22.05.2015 20:26 дата обновления страницы
Основные типы спортивных моторных судов
Дата создания сайта:
16/04/2007
Требования к корпусам мотолодок
Корпуса мотолодок должны удовлетворять следующим обязательным
требованиям: обводы должны образовываться плавными линиями, не имеющими
по батоксам и шпангоутам каких-либо изломов или разрывов, за исключением
изломов на скулах и транце или колодце (при шахтной установке подвесного
мотора). Для мотолодок также запрещены реданы, тоннели и полозья.
Конструкция с клинкерной обшивкой разрешается при условии, если высота
накроя не более 19 мм.
Изложенное требование имеет целью исключить для категории мотолодок
применение обводов, характерных для полностью скользящих (глиссирующих)
судов.
Корпуса мотолодок ограничены минимальными главными размерениями:
скутеры-глиссеры с подвесными моторами классов 175, 250, 350, 500 и
1000 см3 имеют условные обозначения "СИ", "СА", "СВ", "СС" и "СХ". К
скутерам относятся также суда, корпуса которых не удовлетворяют хотя бы
одному из ограничений для корпусов мотолодок типа "М".
Суда со стационарными двигателями всех классов разделяются на категории
в зависимости от типа корпусов: а) тип "К" - моторные катера.
Корпуса этих судов должны отвечать изложенным выше требованиям для
мотолодок. Ограничения размеров и веса корпуса катеров предусмотрены
следующие:
б) тип "Г"- глиссеры, корпуса которых не удовлетворяют хотя бы одному
из ограничительных условий для типа "К". Глиссеры классифицируются по
весу.
в) тип "оо" - тип судов, не ограниченный по конструкции корпуса,
двигателя и движителя.
Конструкция этих судов во всех случаях должна иметь достаточную
прочность, обеспечивающую безопасное плавание на них в нормальных
условиях соревнований.
Кроме общей классификации судов, для отдельных гонок допускается также и
специальная классификация. Например, по признаку установки на судах
какого-либо отечественного двигателя массового производства определенной
марки или по типу судна, серийно выпускаемого промышленностью, либо
строящегося по типовым, утвержденным физкультурно-спортивными органами
чертежам (гоночные мотосуда-монотипы). В соревнованиях
мотосудов-монотипов наиболее ярко выявляется как искусство вождения
судна, так и умение подготовить его к соревнованиям, отрегулировать
двигатель и т. д.
Кроме требований классификации, к участвующим в соревнованиях мотосудам
предъявляется также и ряд технических требований, выполнение которых
обеспечивает безопасность плавания на этих судах. Например, корпус судна
не должен иметь пробоин, недоброкачественно заделанных швов, заплаток,
могущих служить причиной течи. Корпус должен быть чистым, хорошо
окрашенным.
Двигатели должны быть абсолютно исправными, не иметь течи в бензо-,
масло-, водопроводах. Бензобак также должен не протекать.
Устройство для управления двигателем (изменения режима работы) должно
быть надежным и обеспечивать быструю остановку двигателя. Все
участвующие в соревнованиях суда (мотолодки, скутеры, катера, глиссеры)
должны иметь рулевое управление штурвального типа. Рулевое устройство,
штуртросы, ролики, рулевые тяги должны быть в хорошем состоянии, все
узлы в местах соединения - законтрены. Приспособления для регулировки
натяжения штуртросов должны быть расположены в доступном для регулировки
месте и закреплены от возможности разрегулирования на ходу судна.
Штуртрос должен быть закреплен на барабане штурвала и не иметь слабины и
перетертых прядей троса. Рулевая колонка и штурвал должны быть прочно
укреплены на корпусе судна.
На судне должны быть необходимые спасательные и противопожарные
средства.
Выполнение этих требований является обязательным не только при
подготовке мотосудна к соревнованиям, но и для повседневной его
эксплуатации.