Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов,
водного транспорта
03.06.2015 19:10 дата обновления страницы
Основы судовой речной практики
Дата создания сайта:
16/04/2007
Судовая речная практика охватывает вопросы техники вождения
речных судов (катеров) и специальных судовых работ.
Стоянка катеров и отход в рейс. Наиболее распространенным и рациональным
способом стоянки малых катеров у причала является стоянка в
индивидуальных боксах. Такой способ стоянки обеспечивает защиту корпуса
катера от возможных повреждений другими катерами и от ударов их о причал
при волнении.
Строить боксы рекомендуется лишь на участках реки с незначительным
течением - до 3 км/час, так как при более сильном течении заход в боксы
будет затруднен. В боксе катер должен быть расчален так, чтобы он мог
свободно всплывать на волну, которая может возникнуть не только от
ветра, но и от проходящих мимо других судов. Однако нельзя допускать,
чтобы катер бортом или транцем касался боксов. Внутренние края боксов,
выступающие выше уровня воды, рекомендуется обить старым растительным
канатом диаметром 50-70 мм.
Если боксов нет, стоянку катеров можно организовать у плота. При стоянке
у плота катера должны всегда подходить к нему и швартоваться только
против течения. Для предохранения бортов на катер подвешивают кранцы, а
край плота обивают канатом, так же как и боксы. Стоянка катеров "носом в
берег" не рекомендуется, так как при каждом подходе катера его подводная
часть соприкасается с дном реки, чем повреждается окраска. Кроме того,
при волнении катер ударяется от берег и дно реки. При отсутствии
причалов, оборудованных бок- . сами или плотами, стоянка катеров
производится на якоре.
Для катеров среднего размера длиной до 10-12 м вес якоря
(адмиралтейского типа) должен быть около 20-30 кг, а -длина якорного
стального троса диаметром 8-10 мм - не менее 15 м. Якорь можно заменить
каким-либо грузом весом 60- 80 кг. Якорный трос составляется из двух
концов, соединенных на буйке. Буек представляет собой отрезок бруса
длиной около , 35 см, половины которого окрашены в белый и красный
цвета. Необходимо помнить, что держащая сила якоря в среднем равняется
его 10 весам, т. е. якорь весом 25 кг будет удерживать катер с силой 250
кг. Держащая сила якоря зависит не только от его веса, но и от грунта
дна - на скалистом и каменистом грунте якорь удерживает катер гораздо
хуже, чем на песчаном или глиняном грунте.
Место якорной стоянки выбирается достаточной глубины - не менее 5 осадок
катера. Устройство постоянной якорной стоянки на судовом ходе
категорически воспрещается. Установка боксов и стояночных плотов на
судоходных реках согласовывается с местной судоходной инспекцией.
Для снятия с постоянной якорной стоянки необходимо на самом малом ходу
начать движение катера против течения по направлению буйка до полного
ослабления троса, затем необходимо отдать носовой конец катера, дав
сплыть катеру по течению не менее чем на 2-3 м, и только после этого
можно начинать движение вперед.
При отходе от пристани (места стоянки) рулевой должен убедиться в полной
технической исправности всего катера, как его корпуса, так и механизмов,
наличии на борту положенных по формуляру спасательных средств,
противопожарного инвентаря, исправного и комплектного сигнального
снаряжения, необходимых судовых документов, запасов топлива и масла.
Отдавать швартовые или сниматься с якоря можно только после опробования
и прогрева механизмов.
Все катера при перекладке руля начинают отклоняться от прямого курса
кормовой частью, которая отходит в сторону, противоположную повороту, т.
е. при повороте направо корма отклоняется налево, и наоборот. Это
обстоятельство особенно важно помнить при отходе от места стоянки.
До начала движения судна нужно убедиться, что перо руля находится в
диаметральной плоскости, т.е нейтральном (прямом) положении; для этого
рекомендуется на штурвале иметь отметку, несмываемой краской, совмещение
которой с какой-нибудь неподвижной точкой на корпусе перед штурвалом
показывало бы нейтральное положение пера руля. Во избежание повреждения
кормовой части катера или причала перекладку руля следует начинать
только после того, как катер полностью выйдет из боксов или отвалит всем
бортом на достаточное расстояние от плота. Маневрирование следует
производить на малом и среднем ходу. Только при необходимости можно
включать полный ход.