Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов,
водного транспорта
03.06.2015 19:32 дата обновления страницы
Основы судовой речной практики
Дата создания сайта:
16/04/2007
Тросы и канаты
Все веревки, применяемые на судах, называются тросами и
классифицируются по двум основным признакам: по диаметру и материалу, из
которого они изготовлены. Тросы из растительных волокон с диаметром до 8
мм называются линями, с диаметром более 8 мм - тросами. Стальные тросы
всех диаметров также называются тросами. Особо толстые тросы часто
называют стальными канатами.
По роду материала тросы подразделяются на: а) пеньковые; б) манильские;
в) стальные.
Пеньковые тросы, в свою очередь, делятся на смольные и бельные, а
стальные - на жесткие и гибкие.
Пеньковые тросы изготовляются из конопляной пеньки; манильские-из
волокон тропических растений. Отличительной особенностью манильского
троса является его способность плавать, в то время как пеньковые тросы
тонут. Тросы из растительных волокон изготовляются из хорошо расчесанных
и очищенных от костры (остатки кожуры растения) волокон, а стальные - из
высококачественной проволоки, чаще всего оцинкованной. Для придания
гибкости внутри некоторых сортов стальных тросов имеется пеньковый
сердечник.
Расчесанные нити растительного волокна свиты в тоненькие веревки,
называемые каболками; несколько скрученных каболок образуют пряди.
Четыре и более скрученные пряди составляют трос, который в зависимости
от направления последней скрутки может быть прямого или обратного
спуска. Несколько прямых тросов, скрученных между собой в направлении
против часовой стрелки, образуют трос кабельной работы.
Тросы прямого спуска (тросовой работы) скручиваются вправо; каболки же
идут в обратном направлении. Волокна в каболках также скручены вправо.
Это делается для того, чтобы трое не так легко раскручивался как во
время изготовления, так и при эксплуатации.
Для предохранения пеньковых тросов от гниения каболки просмаливаются в
древесной смоле, и тогда такой трос называют "смольным" в отличие от
несмольного -"бельного".
Разрывное усилие, характеризующее прочность тросов, указывается на бирке
у каждой бухты троса. Кроме того, на бирке значится номер ГОСТа и тип
троса. Для ориентировочного определения допустимой нагрузки на трос
может быть использована эмпирическая формула:
Q = KS2, где
Q - допустимая нагрузка в кг,
S - длина окружности троса в мм,
К - коэффициент, равный 1 об.Д
Л для жестких стальных тросов - 0,80
мягких " " - 0,65
пеньковых трехпрядных тросов - 0,08
Допустимые рабочие нагрузки обычно предусматривают 5-6-кратный запас
прочности. Новые пеньковые тросы вытягиваются в среднем на 8-10% своей
длины, а остальные - всего лишь на 1 Сохранить тросы из растительных
волокон нужно смотанными в бухту или восьмерки. Перед укладкой или
смоткой трос должен быть хорошо просушен.
Стальные тросы разматывают с верхнего конца, надев бухту на какую-либо
ось. Стальной трос лучше всего хранить намотанным на вьюшки (стальная
катушка на оси). Перед наматыванием трос хорошо вытирают и смазывают
любым машинным маслом.
Как растительные, так и стальные тросы при нарушении указанных правил
хранения быстро приходят в негодность. На катерах используются тросы
всех типов и марок; наибольшее распространение имеют смольные пеньковые
тросы.
Рис. 183. Наиболее употребительные узлы: а-
прямой узел; б- рифовый узел; в- шкотоный узел; г- гачный узел; д- огон
Узлы. На катерах при всех работах, связанных с швартовкой,
буксировкой или креплением грузов, необходимо связывать узлы. От
правильного завязывания узла зависит не только его надежность, но и
возможность быстро его развязать. Ниже приводятся наиболее
распространенные типы узлов. Названия узлов сохранились со времен
парусного флота.
Прямой узел (рис. 183) применяется для соединения двух гросов.
Развязать прямой узел после сильной затяжки очень трудно. Рифовый узел
отличается от прямого тем, что на одном конце его имеется обратная
петля. Развязать рифовый узел гораздо легче, чем прямой. В шкотовом узле
в отличие от прямого узла ходовой конец пропускается не в затяжное очко,
а над ним. Такой узел легко развязывается. Гачный узел используют для
закладывания конца буксирного троса на крюк буксирного устройства. Такой
трос укладывают так, чтобы длинный коней его, идущий на буксируемое
судно, находился сверху.
Огоном называется постоянная петля, сделанная на конце троса. Огоны
рекомендуется делать на всех имеющихся тросах, так как они обеспечивают
вязку шкотового и гачного узлов. Для изготовления огона поступают
следующим образом: отмеряют конец троса, равный длине желаемого огона, и
прибавляют к нему 20-30 см. Кусок троса, отмеренный для огона,
распускают на каболки, которые затем последовательно вплетают в трос;
место вплетения каболок обматывают тонким тросом.