Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов,
водного транспорта
03.06.2015 19:28 дата обновления страницы
Основы судовой речной практики
Дата создания сайта:
16/04/2007
Встреча и обгон
При встрече, согласно правилам плавания, суда и составы должны
расходиться левыми бортами и держаться правой (по ходу) стороны
фарватера. Это правило распространяется на все типы судов независимо от
их размеров и назначения. Если судоводителю малого катера при встрече
предоставлено право выбора курса, то в условиях движения на прямых
участках реки необходимо выбрать курс, при котором обоим судам не нужно
будет изменять своего первоначального курса.
При встрече судов на извилине реки следует учитывать не только курс в
первоначальный момент встречи, но и последующие положения судов по
отношению к берегам. Если встречное судно ведет караван барж или плотов,
необходимо учитывать, что последняя баржа в караване может быть отнесена
к наружной стороне поворота, т. е. к вогнутому берегу (обычно Яру). При
нахождении катера в этой зоне он. может быть прижат к берегу. Во время
встречи или обгона любого судна, а тем более самоходного, не следует
близко подходить к нему; минимальное расстояние между судами должно быть
10-15 м. При движении большого колесного судна у его носа и кормы
происходит повышение уровня воды, а в средней части корпуса образуется
впадина. У винтовых судов впадина возникает ближе к корме, и идущие
рядом малые катера могут быть затянуты в нее. Потеря управляемости
катера может 'привести к тяжелой аварии как катера, так и транспортного
судна.
Рулевой должен быть особо внимателен при прохождении мимо
дноуглубительных снарядов - землечерпалок и земснарядов. Эти суда во
время работы (перемещаются при помощи завезенных якорей, Каждый из
которых имеет трос с буйком. Якоря завозят на довольно значительное
расстояние от земснарядов. При движении катера, особенно против солнца,
эти тросы плохо видны, а при недостаточном вниманий рулевого катер может
наскочить на них, повредив подводную часть. Проходя мимо
дноуглубительных снарядов, рулевой обязан уменьшить ход катера, так как
образованная от большой скорости волна мешает работе земснаряда.
Желательно во избежание наматывания снастей земснаряда на подводные
выступающие части катера двигаться от земснарядов на возможно большем
расстоянии. В ночное время нужно быть еще более внимательным, так как
буйки становых якорей не освещаются. Приведенные выше рекомендации в
равной мере относятся к маневру как встречи, так и обгона.