Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов,
водного транспорта
03.06.2015 19:29 дата обновления страницы
Основы судовой речной практики
Дата создания сайта:
16/04/2007
Шлюзование
Шлюзование - сложный элемент судоводительской практики. Начинающему
любителю-судоводителю первое шлюзование рекомендуется провести под
руководством водителя, имеющего опыт в прохождении шлюзов.
Яхта проходит через шлюз
Шлюзование, как правило, разрешается моторным катерам, имеющим в
судовом свидетельстве указания на право плавания на шлюзованном участке
реки-. Шлюзование мотолодок, скутеров, байдарок и гребных лодок не
производится.
Шлюзование моторных катеров обычно проходит совместно с другими
транспортными судами, идущими по графику.
Направляясь в плавание, -судоводитель должен уяснить для себя, по карте
или лоции реи, какие шлюзы ему предстоит пройти и в каком месте они
расположены по отношению к ближайшим пристаням и населенным пунктам. На
ближайшей пристани перед шлюзом рекомендуется получить консультацию у
работников водного транспорта и выяснить детально приметы приближения к
шлюзу, расположения обводных каналов, плотины, причальных стенок и
местонахождение сигналов. Наиболее часто встречающаяся ошибка, которую
допускают водители-любители,- это заход на плотину вместо шлюза.
Плотины бывают отмечены рядом одноцветных бакенов, стоящих поперек реки,
а входы в канал шлюза - семафорной мачтой и другими знаками речной
обстановки.
Руководствуясь указаниями на сигнальной мачте или распоряжениями,
передаваемыми через репродуктор, судоводитель / должен входить в -камеру
шлюза или -стать на стоянку к причальной стенке для ожидания шлюзования.
Входить в камеру шлюза до полного открытия ворот и подачи разрешения на
вход световым сигналом светофора или семафора, а также обгонять судно на
подходе к шлюзу, в его камере или на выходе из него воспрещается.
Войдя в камеру шлюза, судоводитель должен встать на указанное ему место
и не начинать движения до получения на то распоряжения обслуживающего
персонала. Лучшим местом для стоянки судна в камере шлюза, где нет
других судов, при движении вверх является середина шлюза по длине, так
как в этом участке течение, возникающее от наполнения камеры, будет
незначительное.
При шлюзовании на катере швартовые концы должны быть достаточной длины.
Если швартовые закреплены за швартовые тумбы шлюза, то по мере подъема
или опуска катера в камере шлюза швартовые постепенно травят или
выбирают. Закреплять швартовые концы наглухо категорически воспрещается,
так как при опускании катера швартовые натянутся, отдать их будет
невозможно и катер повиснет на них, что приведет к тяжелой аварии. Во
время шлюзования вся команда должна находиться на своих местах и
внимательно следить за отданными швартовыми.
При шлюзовании катеров совместно с другими транспортными судами
необходимо получить разрешение от транспортного судна и ошвартоваться у
его борта, а не у стенки камеры шлюза при таком положении катера
шлюзование значительно облегчается.
При шлюзовании вверх с подачей швартового троса за крюк в стенке шлюза
нужно быть не 'менее внимательным к швартовым концам, так -как и в этом
случае швартовый конец, закрепленный за крюк и вовремя не ослабленный,
уйдет под воду, натянется и, накренив катер, может -опрокинуть его, а
при опускании катера вызвать его опрокидывание.