Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов,
водного транспорта
03.06.2015 19:28 дата обновления страницы
Основы судовой речной практики
Дата создания сайта:
16/04/2007
Управление катером на плесе и рейде
Управление катером на плесе и рейде. Обычно при ходе судна ото
течению рекомендуется выбирать курс в 'направлении наибольшей скорости
течения: этим будет достигаться более высокая скорость хода катера и
экономия топлива. При движении судна вверх (против течения) следует,
наоборот, выбирать для курса направление, где скорость течения
минимальна. И та и другая рекомендация может во время расхождения судов
меняться в соответствии с 'правилами плавания.
Когда катер выведен на желаемый курс, рулевой должен наметить на берегу
какой-либо неподвижный ориентир: столб, одиноко стоящее дерево или угол
здания. Проведя мысленно прямую, проходящую от глаза через носовой
флагшток на береговой ориентир, рулевой получит линию, по которой катер
должен держать курс. При правильном положении катера на курсе носовой
флагшток и береговой ориентир должны слиться в одну линию.
Современные речные рейды обычно бывают расположены в черте городов или
больших населенных пунктов. В отличие от управления судном на плесе, где
рулевой руководствуется знаками речной обстановки, на рейдах глубины
бывают вполне достаточны для проходов судов, но управление ими
затруднено судами, стоящими на якорях у причала и на середине реки.
Кроме того, рулевому приходится учитывать сложный комплекс обстановки:
береговую линию, судоходную обстановку, стоящие и двигающиеся суда и т.
п. Обстановка усложняется еще и тем, что на рейдах всегда бывает
оживленное движение и маневрирование судов во всех направлениях как на
переднем, так и на заднем ходу.
В ночное время условия плавания на рейде осложняются береговыми огнями
строений и стояночными огнями, поднимаемыми на судах, которые
малоопытный рулевой может принять за огни речной обстановки.
При движении на рейде нужно ориентироваться не только по знакам речной
обстановки, но и по движению всех судов, находящихся на рейде, и их
местоположением на стоянке. Особую опасность для катера представляет
проход в узких местах реки между стоящими судами, которые могут
неожиданно сделать поворот и перегородить проход; кроме того, катер
может попасть под раскат кормы этих судов. Для предотвращения аварии
необходимо внимательно следить за звуковыми сигналами, подаваемыми
судами. Необходимо помнить, что малому спортивному катеру всегда легче и
быстрее выполнить какой-либо маневр для освобождения прохода, чем
большому транспортному судну.
При любых обстоятельствах не рекомендуется близко подходить к стоящим
судам, это даст возможность вовремя отойти от начавшего движение судна
или дать задний ход.
Суда и плоты, стоящие на рейде на якорях, также следует обходить на
возможно большем от них расстоянии, так как якорные цепи представляют
большую опасность для катеров, особенно ночью и в волнение.
Лодки, плавающие между судами, часто появляются совершенно неожиданно
из-за стоящих судов, а их команды не всегда бывают достаточно опытны.
При появлении таких лодок рулевой катера должен дать сигнал и
отклониться от своего курса так, чтобы пройти за кормой лодки.
В ночное время на хорошо оборудованных речных рейдах обстановка бывает
несколько отличной от обычной: белые огни заменяют зелеными и включают
красные мигающие огни, что позволяет отличить их от береговых и
стояночных огней судов.
При движении на рейдах не рекомендуется развивать полную скорость, так
как волной от малого спортивного судна могут быть оборваны швартовые
транспортного судна, стоящего у причала.
Движение судов на плесе имеет свои особенности, отличные от движения на
рейдах. На плесовых участках реки рулевой должен учитывать правила
плавания и знаки обстановки, а там, где нет речной обстановки (в том
числе и на не судоходных реках), - естественные приметы, позволяющие
наиболее правильно в этих условиях выбрать безопасный курс.