Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов,
водного транспорта
01.06.2015 20:16 дата обновления страницы
Механизмы линии вала катера
Дата создания сайта:
16/04/2007
Гребной вал
катера или лодки
Выходной фланец или ведомый (редукторный) вал
реверсивно-разобщительного механизма или редуктора соединяются с гребным
валом, передающим вращение гребному винту, укрепленному на его конце
(см. рис. 139).
Рис. 142. Полноповоротная колонка (z-образная
передача к гребному винту): а- вид сзади, б- продольный
вертикальный разрез
Рис. 142. Полноповоротная колонка (z-образная
передача к гребному винту): а- вид сзади, б- продольный
вертикальный разрез
При расположении двигателя в носовой части катера между гребным валом
и двигателем устанавливают промежуточный вал, лежащий на одной-двух
опорах (опорных подшипниках).
Подшипниковые опоры гребного или промежуточного вала делают, как
правило, не воспринимающими упор гребного винта, который передают на
выходной фланец, а затем на упорный подшипник реверсивно-разобщительного
механизма или редуктора. Поэтому опоры гребного и промежуточного валов
имеют обычные подшипники скольжения или шариковые подшипники.
В некоторых случаях при установке двигателя в средней части судна угол
наклона гребного вала к горизонту оказывается столь большим, что
соединение гребного вала с двигателем при помощи жестких муфт становится
невозможным, так как системы смазки и питания двигателя не могут
нормально работать при таком большом угле наклона. Тогда между
двигателем и гребным или промежуточным валом устанавливают карданный
шарнир. Такие шарниры, успешно работающие при величине угла между осями
сопрягаемых ими валов до 4-6°, не могут воспринимать и передавать через
себя осевые усилия. Поэтому при установке карданных шарниров в системе
линии вала катера их соединяют с валом на шлицах или иным способом,
допускающим осевое перемещение, а упор гребного винта передают на
специальный упорный подшипник, устанавливаемый в корпусе катера, в корму
от карданного шарнира.
В том месте, где гребной вал проходит через киль или ахтерштевень,
расположена дейдвудная труба, имеющая на конце, обращенном внутрь
корпуса, уплотняющий водонепроницаемый сальник. На другом конце
дейдвудной трубы обычно находится скользящая опора для гребного вала.
Если гребной вал выходит из дейдвудной трубы на значительную длину, для
него предусматривается в воде опора в виде специального кронштейна,
прикрепленного к днищу судна. В этом случае опора для гребного вала на
кормовом конце дейдвудной трубы обычно не делается. Форма кронштейна
гребного вала должна быть такой, чтобы обеспечивать его прочность и
жесткость и возможно меньшую величину сопротивления его движению в воде.
Опорный подшипник кронштейна имеет втулку из материала, не требующего в
воде какой-либо специальной смазки. К таким материалам относятся:
твердая древесина бакаута, слоистые пластики на древесной или
текстильной основе, специальные сорта резины. Примеры конструкций линии
вала быстроходного катера и тяжелого тихоходного катера приведены на
рис. 143.