Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов,
водного транспорта
22.05.2015 22:15 дата обновления страницы
Основы устройства и работы катерных двигателей
водных судов
Дата создания сайта:
16/04/2007
Принцип работы
автоматических, безинерционных клапанов всасывания топлива.
За последнее время широкое распространение получило устройство, при
котором всасывание смеси в картер происходит через автоматические,
безынерционные клапаны. Эти клапаны автоматически открываются под
действием разрежения в картере и имеют очень простое устройство; так,
например, осуществлено управление впуском у подвесного мотора "Москва".
Устройство автоматического впускного клапанапоказано на рис. 49.
Клапаны представляют собой тонкие пружинящие бронзовые или стальные
пластинки, прикрывающие отверстия, через которые смесь из карбюратора
поступает в картер. Подъем пластинчатого клапана ограничивается
специальным ограничителем, защищающим клапан от поломки. При восходящем
движении поршня к ВМТ в картере создается разрежение, под действие^
которого пластинчатый клапан поднимается, и через открывшееся отверстие
свежая смесь засасывается в картер.
При обратном движении поршня смесь в картере сжимается, и клапан
закрывает отверстие для прохода смеси. Запаздывание закрытия клапана
происходит благодаря инерции потока смеси после того, как поршень
пройдет ВМТ. Это запаздывание закрытия клапана зависит от числа оборотов
двигателя и при 3000-4000 об/мин оно может достигать 40-50°. Фаза впуска
У такого двигателя автоматически меняется в зависимости от числа его
оборотов; расширяется на больших оборотах и сужается на малых. Когда
двигатель работает на мылых оборотах, устраняется возможность обратного
выбрасывания смеси через карбюратор.
Применение автоматических клапанов на впуске оправдывает себя на
двигателях, не превышающих 5500-6000 об/мин. Гоночные двигатели,
развивающие до 10 000 об/мин., обычной снабжаются вращающимся
золотником.
Простота устройства и дешевизна изготовления двухтактного двигателя с
кривошипно-камерной продувкой являются большими преимуществами этого
типа двигателя перед четырехтактными. Однако это преимущество относится
лишь к двигателям малого литража, т. е. до 350-500 см куб. Двигатели с
большим рабочим объемом делаются обычно четырехтактными.
Наличие окон в стенках цилиндров двухтактных двигателей уменьшает их
полезный рабочий объем. Полезный ход поршня получается меньше полного
хода на высоту выпускного окна.
Поскольку полезный объем цилиндра меньше геометрического, действительная
степень сжатия у двухтактного двигателя также меньше геометрической. Но
так как у двухтактного двигателя рабочий ход совершается за каждый
оборот коленчатого вала, т. е. вдвое чаще, чем у четырехтактного,
мощность его при прочих равных условиях, казалось бы, должна быть в два
раза больше. В действительности этого нет - из-за худшего наполнения
цилиндра смесью и потери части рабочего хода благодаря наличию окон в
стенке цилиндра. Практически литровая мощность обычного двухтактного
двигателя с кривошипно-камерной продувкой составляет 30-40 л. с. на литр
рабочего объема цилиндров, т. е. немного больше, чем у средних
четырехтактных двигателей (25-30 л. е.).