Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов,
водного транспорта
22.05.2015 19:58 дата обновления страницы
Устройство корпусов спортивных моторных судов
Дата создания сайта:
16/04/2007
Якорные устройства.
Для удержания катера на месте вне причальных бонов, пристани или
вдали от берега служит якорное устройство, состоящее в простейшем виде
из следующих основных частей: якоря, якорной цепи или троса и устройства
для закрепления якорной цепи на катере.
Вес якоря зависит от размеров катера и регламентируется нормами
Регистра. Для определения веса якоря Регистр рекомендует таблицу и
формулу.
K = L(B + H)+A, где:
К-безразмерная величина, называемая якорной характеристикой,
L, В и Н - главные размерения катера в м, А - поправка (при наличии
палубных надстроек). Величина А равняется сумме произведений длины на
высоту каждой надстройки, деленной пополам.
Например, необходимо определить якорную характеристику для туристского
катера длиной 12,0 м, шириной 2,5 м, при высоте борта 1,2 м. Катер имеет
носовую надстройку длиной 1,5 м, выступающую над бортом 0,5 м, и рубку
высотой 2,0 м при длине 1,5 м.
Вычислив якорную характеристику по таблице, находим для выбранного типа
якоря его вес, калибр и длину цепи, окружность смольного троса или
диаметр стального. При этом принимается ближайшая большая
характеристика, т. е. в нашем случае 50.
Полученные данные из таблицы должны быть откорректированы в
зависимости от района плавания и типа судна.
На катерах наибольшее распространение получили якоря адмиралтейского
типа, Холла и Матросова. На рис. 38 показаны типы этих якорей.
Адмиралтейский якорь обладает хорошей держащей силой, но в условиях
катера несколько неудобен для хранения. Якорь состоит из следующих
основных частей: веретена, рогов и лап, представляющих одно целое. Шток
служит для удержания якоря на грунте в таком положении, когда его лапы
входят в грунт. На конце штока имеется скоба для закрепления к ней
якорной цепи.
Рис. 38. Типы якорей для катеров: А -
адмиралтейский якорь; Б - якорь Холла; В - якорь Матросова
Якорь Холла имеет несколько меньшую держащую силу, чем адмиралтейский
якорь, но зато он удобен, так как хорошо укладывается на палубе и может
быть отлит из чугуна, в то время как адмиралтейский якорь изготовляется
только кованым. Третий тип якоря - якорь повышенной держащей силы
системы инженера Матросова. По внешней форме он мало отличается от якоря
Холла, но его лапы занимают большую площадь, и он имеет дополнительную
горизонтальную штангу. Якорь Матросова изготовляется сварным. Держащая
сила якорей этого типа почти вдвое превышает держащую силу
адмиралтейских якорей того же веса.
Для удержания катера в неподвижном состоянии у причала или другого
судна служит швартовое устройство, состоящее из швартовых пеньковых
тросов диаметром 20-30 мм. Длина швартовых тросов в зависимости от
размеров катера колеблется от 10 до 20 м. На каждом катере должно быть
не менее двух тросов. Тросы хранятся на носовой и кормовой палубе в
бухтах, обеспечивающих их легкую и быструю передачу на берег.
На палубе устанавливают и прочно закрепляют детали палубного
оборудования, предназначенного для закрепления швартовых тросов.
Наиболее распространенные детали швартового устройства показаны на рис.
37, б.
На носовой палубе у форштевня устанавливают носовой рым, за который
можно крепить швартовые тросы, а также крестовый двойной кнехт и пару
косых киповых планок. Кроме того, за рым производят и буксировку катера.
Трос, закрепленный за кнехт, пропускают через киповые планки для
придания ему необходимого направления; подобное же оборудование
устанавливают на кормовой палубе. В центральной части по борту
устанавливают либо утки, либо небольшие крестовые кнехты, на которых
закрепляют бортовые кранцы, плетенные из смольного троса цилиндры длиной
200-250 м, диаметром 60-70 мм. Кранцы служат для предохранения бортов
катера от повреждения о плот или другое место швартовки.
К оборудованию современных катеров и моторных лодок относится также и
электрооборудование. На всех малых катерах и мотолодках, к которым
относятся спортивные и туристские мотосуда, электрооборудование судна
непосредственно связано с электрооборудованием его главного двигателя и
поэтому описывается ниже в разделе о стационарных катерных двигателях
(стр. 145).