Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов,
водного транспорта
22.05.2015 19:58 дата обновления страницы
Устройство корпусов спортивных моторных судов
Дата создания сайта:
16/04/2007
Классификация конструкций спортивных моторных судов.
Все
мелкие суда независимо от их назначения можно классифицировать по
следующим основным признакам: по форме обводов корпуса, основному
материалу, из которого изготовлен корпус, и по типу моторной установки.
В разделе о ходкости были указаны основные формы корпусов малых, в том
числе и спортивных, мотосудов: круглодонные, V-образные (остроскулые),
глиссеры и суда на подводных крыльях.
Круглодонные корпуса в поперечных сечениях, т. е. по шпангоутам,
образованы плавными кривыми. Ватерлинии, батоксы и линия киля также
имеют плавную форму, без изломов.
V-образные, остроскулые обводы в поперечном сечении имеют резко
выраженный излом в месте перехода борта в днище. В носовой части ветви
шпангоутов образуют форму, несколько напоминающую латинскую букву V.
Ватерлинии и батоксы в точках перехода поверхности борта в днище имеют
излом. Килевая линия от носа до кормы плавная, без излома.
Форма корпуса глиссера в поперечном сечении, в общем, одинакова с
малокилеватыми V-образными катерами, но линия киля и батоксы в средней
части имеют характерный излом, образующий уступ, называемый реданом.
Корпуса судов на подводных крыльях обычно имеют V-образные обводы или
обводы глиссеров. Форма корпуса судов на подводных крыльях имеет
второстепенное значение, так как собственно корпус касается воды лишь на
малых скоростях, т. е. в период перехода с режима частичного скольжения
на режим движения на подводных крыльях.
В спортивном катеростроении наиболее распространенным основным
материалом пока остается дерево. Последние годы получает широкое
распространение как основной материал корпусов мелких судов пластмасса,
и в первую очередь стеклопластик, т. е. стеклоткань или стекломаты, в
сочетании со специальными пластическими массами - смолами. Для
туристских катеров дальнего плавания корпуса часто строятся из стали или
легких сплавов. Выбор того или иного материала для спортивного судна
зависит главным образом от производственных возможностей. Дерево -
наиболее доступный материал, но корпуса из него требуют значительного
ухода в период эксплуатации и являются менее долговечными, чем
металлические и тем более сделанные из пластмассы. Постройка судов из
пластиков требует специального технологического оборудования и навыков в
обращении со связующими смолами. При наличии сварочного оборудования
сталь является наиболее рентабельным материалом для туристских судов.
На судах со стационарными моторами главный двигатель установлен в
корпусе судна, обычно в отсеке, расположенном в средней или кормовой
части корпуса. В последнее время установке двигателя в кормовой части
отдают большое предпочтение, так как такое расположение создает
благоприятные условия для размещения пассажиров. Наряду с указанным
преимуществом кормового расположения двигателя такая планировка требует
применения более сложной линии вала с угловым реверсредуктором или
угловой вертикальной колонкой.
В спортивном судостроении широкое распространение для малых глиссеров -
скутеров - и мотолодок получили подвесные моторы, устанавливаемые на
транцевой доске, вне корпуса судна. Ограничение мощности и относительно
небольшой срок службы до первого ремонта (моторесурс) подвесных
двигателей препятствуют их распространению на тяжелых катерах. Основное
удобство применения подвесного мотора заключается в его компактности,
так как в одном агрегате, не отнимающем места в корпусе судна,
сочетается сам двигатель, линия вала и гребной винт, а для маломощных
моторов также и в том, что подвесной мотор может быть легко снят и
установлен вновь на судне.