Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов,
водного транспорта
22.05.2015 19:57 дата обновления страницы
Устройство корпусов спортивных моторных судов
Дата создания сайта:
16/04/2007
Мореходность водного судна и его
управляемость.
Понятие мореходность в равной мере относится
как к морским, так и речным судам, так как в обоих случаях имеет место
воздействие на судно энергии волны и ветра.
Размеры волны зависят главным образом от силы ветра, глубины акватории
и, главное, от площади зеркала воды, т. е. чем шире река или
водохранилище, тем возможнее образование большой волны. В условиях когда
на большинстве крупных рек Союза построены гидростанции и образовались
крупные водохранилища, вопросы мореходности для речных судов всех типов
и назначений приобрели первостепенное значение.
В зависимости от положения центра величины по длине судно будет либо
всплывать на волну, либо разрезать ее. Очевидно, что если ЦВ расположен
в корму от миделя, то носовые ватерлинии будут острей и такое судно
начнет разрезать волну, не входя на ее гребень. В этом случае возникает
опасность попадания воды на палубу и проникновения ее в корпус. При
расположении ЦВ в нос от миделя носовые ватерлинии будут тупее, или, как
говорят, "полнее", и такое судно будет легче входить на гребень волны. В
первом случае судно будет проходить волну без существенного изменения
дифферента, тогда как во втором оно получит временный кормовой
дифферент.
Форма бортовых ветвей носовых шпангоутов имеет также существенное
значение. Чем больше их развал, т. е. чем больше они расширяются к
борту, тем меньше возможностей заливания палубы. Обычно при движении по
взволнованной поверхности скорость станет теряться, так как часть
мощности двигателя будет расходоваться на преодоление силы волны и
ветра.
Катера с V-образными обводами имеют при прочих равных условиях по
сравнению с круглодонными катерами меньшую мореходность. Кроме того,
такие суда будут испытывать более жесткие удары о волну, что объясняется
тем, что V-образные катера на ходу имеют кормовой дифферент и,
следовательно, будут встречать волну не заостренными носовыми
шпангоутами, а шпангоутами средней части, где они имеют малую
килеватость.
Глиссеры обладают еще меньшей мореходностью, чем V-образные катера.
Эти положения обусловили то, что почти все морские суда, в том числе и
катера, строятся круглодонными.
Управляемость. К свойствам управляемости судна относится
как его способность удерживать заданное направление движения, называемое
устойчивостью на курсе, так и способность изменять направление движения
по криволинейной траектории возможно меньшего радиуса, т. е. его
поворотливость.
Устойчивость на курсе и поворотливость - свойства отчасти
противоречивые: суда, весьма устойчивые на курсе, нередко отличаются
недостаточной поворотливостью, и наоборот. Поворотливость судна
характеризуется диаметром циркуляции, т. е. диаметром окружности,
которую описывает судно при наибольшей возможной перекладке руля на
борт. Существенным для оценки управляемости судна является также его
поведение на циркуляции: величина и направление крена (внутрь или наружу
циркуляции), степень снижения скорости хода и т. п.
Прочность. Вопросы расчетного определения прочности судна являются
достаточно сложными и элементарными расчетами решены быть не могут. В
мелком судостроении к расчетам прочности обращаются редко, а в вопросах
назначения размеров отдельных деталей и узлов ограничиваются
конструктивными соображениями и данными по конструкции прототипов, что
связано с тем, что у мелких судов, особенно у быстроходных, наибольшими
являются не нагрузки от обычных условий плавания, а такие почти
неподдающиеся численному определению нагрузки, как удары от встречи с
волной, от соприкосновения с мелями и т. д.
При этом выбираемые из условий обеспечения местной прочности величины
толщин обшивки, палубы, основных связей корпуса оказываются достаточными
для того, чтобы корпус имел общую прочность с многократным запасом.