Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов,
водного транспорта
31.05.2015 20:43 дата обновления страницы
Стационарные катерные двигатели
Дата создания сайта:
16/04/2007
Обслуживание двигателя основные неисправности
Для содержания механической части катера в исправном техническом
состоянии, предупреждения возможных неисправностей и удлинения срока
службы деталей механизмов надо проводить периодическое обслуживание.
В техническое обслуживание входят:
1) уборочно-моечные работы;
2) контрольная проверка (осмотр механизма);
3) крепежные работы;
4) регулировочные работы;
5) смазка механизмов.
Техническое обслуживание делится по периодичности выполнения работ: на
ежедневное обслуживание, первое техническое обслуживание и второе
техническое обслуживание.
В ежедневное обслуживание входит осмотр корпуса катера, мойка и чистка
корпуса как снаружи, так и внутри, смазка всех подшипников гребного вала
и агрегатов, доливка масла в картер двигателя, проворачивание фильтра
грубой очистки масла. Доливка воды при замкнутой системе охлаждения.
Проверка плотности соединения всех трубопроводов, заправка горючим и
подтяжка сальников насоса забортной воды.
Первое техническое обслуживание производят через 25- 30 час. работы
двигателя. В него входят следующие операции: по двигателю - доливка или
смена масла в двигателе и редукторе, при смене масла - замена элемента
фильтра тонкой очистки масла, спуск отстоя из фильтров грубой и тонкой
очистки масла, проверка натяжения приводного ремня, подтяжка всех
креплений, смазка всех подшипников, смазка водяного насоса. Доливка
электролита и проверка состояния аккумуляторов и зазоров в
распределителе.
Второе техническое обслуживание проводят через 50-60 час. работы
двигателя, в него входят все операции, указанные выше, и еще
дополнительные: снятие и прочистка карбюратора, снятие и проверка
прерывателя-распределителя, снятие генератора и стартера (разборка и
проверка всех контактов и их чистка); аккумулятор снимают по
необходимости и ставят в подзарядку. Из бензобака и бензофильтра
спускают отстой. Если в баке обнаружены грязь и окалина, его снимают и
тщательно промывают.
Катер, если это возможно, поднимают на сушу, очищают днище и внутри
корпуса, затем просушивают и, если необходимо, подкрашивают. Проверяют
систему электрооборудования, освещения и в необходимых местах изолируют
проводку.
Проверяют также тросы рулевого управления и, если нужно, подтягивают,
смазывают ролики, а расплетшийся трос заменяют. В редукторе масло
доливают до уровня или заменяют на новое (согласно инструкции).
Если в двигателе установлена коробка перемены передач, то в нее доливают
масло. В течение сезона смазку не заменяют.
Через каждые 160-200 час. работы необходимо проверить состояние
двигателя: вскрыть головку, снять нагар, просмотреть клапаны и, если
нужно, притереть их и отрегулировать зазоры.
Новые катерные двигатели проходят на заводе только контрольные, холодную
и горячую, непродолжительные обкатки. Выпускают двигатели с завода с
ограничителями числа оборотов. Двигатель в процессе эксплуатации катера
надо <обкатать>, т. е. дать приработаться его деталям друг к другу,
чтобы избежать повышенного износа его деталей в первое время работы. В
первые часы эксплуатации нового двигателя нельзя давать резкие и полные
нагрузки на двигатель. Температуру циркуляционной охлаждающей воды
держать выше 80-85° С не рекомендуется. Обкаточный период продолжается в
течение 30 час. работы двигателя. Во время обкатки надо:
1) не давать двигателю развивать более 60-70% от наибольшего числа
об/мин;
2) пользоваться маслами и бензином, указанными в инструкции двигателя;
3) установить несколько повышенное число оборотов холостого хода, и,
когда по мере обкатки двигателя число оборотов будет повышаться,
необходимо уменьшать его;
4) после первой заводки и прогрева двигателя подтянуть гайки крепления
головки блока и впускного и выпускного трубопроводов;
5) через 8, 15 и 30 час. работы двигателя заменить масло в картере и
элемент фильтра тонкой очистки, промыть фильтр грубой очистки;
6) проверять периодически крепления всех узлов двигателя и
трубопроводов. В случае ослабления или течи немедленно их подтягивать.
После обкатки двигателя необходимо:
1) проверить зазоры в клапанах между контактами прерывателя и на
электродах свечей и отрегулировать их;
2) снять ограничительную шайбу между карбюратором и впускным
трубопроводом или отрегулировать автомат ограничителя на полную
мощность;
3) отрегулировать карбюратор на малые обороты холостого хода и момент
опережения зажигания.
После этого двигатель может поступить в нормальную эксплуатацию.
Запуск двигателя. Пуск холодного двигателя надо производить так:
1) поставить рычаг реверса в нейтральное положение;
2) прикрыть воздушную заслонку карбюратора (ручку потянуть на себя);
3) 3-4 раза нажать педаль акселератора и отпустить ее;
4) нажать кнопку включения стартера и в течение 7-10 сек. вращать
двигатель стартером. Если за это время двигатель не завелся, необходимо
остановить стартер, выждать некоторое время и включить стартер вторично.
Если двигатель не начал работать, надо продолжать его запуск заводной
рукояткой.
5) как только двигатель заработал, необходимо приоткрыть воздушную
заслонку, т. е. вдвинуть ручку подсоса на 'Д ее хода обратно в щиток и в
таком положении дать поработать двигателю далее. По мере прогрева
двигателя открывать воздушную заслонку до конца. Прогрев двигателя надо
продолжать на средних оборотах до 45-50° С, после чего можно включить
гребной вал и отойти от берега.
Остановка двигателя. Перед остановкой двигателя следует рычаг реверса
поставить в нейтральное положение и дать в течение 3-5 мин. поработать
двигателю на малых оборотах, после чего выключить зажигание. Нельзя
останавливать двигатель на больших оборотах, выключая сразу зажигание,
когда двигатель делает несколько оборотов без вспышек. Такая остановка
двигателя вредна тем, что засосанная в цилиндр рабочая смесь не успевает
сгореть. При остывании двигателя бензин конденсируется на стенках
цилиндра и разжижает смазку, что приводит к ускоренному износу колец и
цилиндров.
Плохой запуск двигателя может быть вызван следующими причинами:
1) нет подачи топлива в карбюратор;
2) нет искры на свечах;
3) слабая компрессия в цилиндрах.
Отсутствие подачи топлива может быть из-за неисправности бензонасоса,
засорения трубопроводов, отсутствия топлива в баке.
Отсутствие искры обычно вызвано неисправностью свечи, отсутствием зазора
в контактах прерывателя, выгоранием уголька в сопротивлении защиты
радиопомех.
Причины отсутствия компрессии: сильно изношены поршневые кольца,
двигатель был перегрет, и кольца <сели>, изношены поршни, уменьшенный
зазор в клапанах, клапаны неплотно садятся в гнезда.
Перебои в работе двигателя могут иметь причину:
в работе всех цилиндров - временное нарушение подачи топлива, выгорание
угольков сопротивлений, выработка кулачковой шайбы прерывателя, пробита
крышка распределителя;
в работе одного цилиндра - неисправна свеча, пробит провод высокого
напряжения, пробита крышка распределителя.
Перебои на холостом ходу могут быть вызваны: неправильно
отрегулированным карбюратором для работы на холостом ходу, малым зазором
между контактами прерывателя, засорением жиклера холостого хода, большим
зазором в свечах.
Отсутствие перехода с малых оборотов на средние вызывается засорением
главного или компенсирующего жиклеров, которые вступают в работу при
открытии дроссельной заслонки, засорением жиклера насоса ускорителя.
Двигатель плохо работает на средних оборотах.
При переходе на средние обороты возникают хлопки в карбюраторе- это
указывает на обеднение рабочей смеси, что бывает из-за недостаточной
подачи топлива. Причины: засорение гнезда запорной иглы, фильтра
карбюратора, бензонасоса и щелевого фильтра, засорение главного или
компенсирующего жиклеров, просос воздуха в карбюратор, во впускной
трубопровод, работа на позднем зажигании, перебои в зажигании.
Двигатель плохо работает на больших оборотах.
Причины те же, что и на средних оборотах. Помимо этого, поздно
включается экономайзер, засорен жиклер экономайзера, большой зазор в
контактах прерывателя, не работает автомат опережения зажигания.
Если замечена неисправность в работе двигателя, надо всегда обращать
внимание на то, при каких обстоятельствах не работает двигатель, и путем
последовательной проверки искать причину. Например, не работает один из
цилиндров - надо заменить свечу. Если после замены неисправность
осталась, необходимо проверить сопротивление, затем провод, контакт
крышки распределения и т. д. Если электросистема в порядке, то
проверяется система питания и т. д. Никогда не проверяйте все сразу -
так очень трудно найти причину неисправности.