Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов,
водного транспорта
31.05.2015 13:27 дата обновления страницы
Стационарные катерные двигатели
Дата создания сайта:
16/04/2007
Работа генератора, работа реле-регулятора
Работа генератора/ В момент
пуска двигателя ток в обмотках генератора зарождается при помощи
магнитного поля, существующего за счет остаточного магнетизма в полюсах.
Как только начнет вращаться якорь, в витках его обмотки появляется ток,
который через щетки 1 и 5 (рис. 108,Б) поступит в катушки
подмагничивания полюсов 2. Магнитное поле усиливается, и генератор
начинает вырабатывать электрический ток.
Витки обмотки якоря соединены между собой последовательно при помощи
пластин коллектора 4. Благодаря этому увеличивается общее напряжение,
вырабатываемое генератором. Основная часть тока, вырабатываемая в
генераторе, через клемму передается в наружную цепь потребителям;
меньшая часть тока отводится в обмотки подмагничивания 2, присоединенные
параллельно щеткам генератора. В цепь подмагничивающих обмоток включены
приборы (реле) регулирования силы зарядного тока.
Рис. 109. Реле-регулятор. А - устройство
реле-регулятора: 1-панель регулятора; 2-изоляционная пластина; 3-реле
обратного тока (РОТ; 4-ограничитель силы тока (ОТ); 5-регулятор
напряжения тока (Рп); 6- крышка реле; 7-резиновая прокладка Б - Схема
соединения приборов реле-регулятора с генератором
Работа реле-регулятора. Для того чтобы получить от
генератора зарядный ток необходимой силы и напряжения при переменном
режиме работы двигателя на катере и одновременно обеспечить
своевременное включение и выключение генератора в цепь, в систему
генератора включен прибор, называемый реле-регулятор (рис. 109,Л).
Реле-регулятор состоит из реле обратного тока 3 (РОТ), ограничителя силы
зарядного тока 4 (ОТ) и регулятора напряжения 5 (РН), смонтированных на
одной панели и закрываемых от пыли и грязи крышкой 6, привертываемой к
панели на прокладке 7 при помощи винтов. В головке винтов имеется
сверление для пломбирования реле-регулятора. Для соединения
реле-регулятора с цепью генератора имеется три клеммы: Б, Я, Ш.
На рис. 109,5 показана схема соединения всех приборов реле-регулятора.
Реле обратного тока (РОТ) состоит из сердечника, на котором намотаны
обмотки J и 2, ярма 3, якоря 4 с оттяжной пружиной, рассоединяющей
контакты 5 и 6. Реле обратного тока соединяет аккумуляторную батарею с
генератором, когда напряжение его достигает 12,5-13,6 в и отсоединяет
генератор от аккумулятора при величине обратного тока от 0-5-6,0 а. При
неработающем двигателе, а также когда двигатель работает на малых
оборотах, контакты 5 и 6 разомкнуты. При таком положении путь тока через
РОТ следующий: с положительной щетки генератора на массу, с массы в
тонкую обмотку 1, затем в толстую обмотку 2, далее в обмотку и на клемму
<Я> и обратно в генератор на отрицательную щетку. При увеличении числа
оборотов двигателя и получении напряжения 12,5-13,5 в сердечник РОТ
намагничивается и притягивает к себе мостик 4. Контакты 5 и 6 смыкаются,
присоединяя аккумулятор к генератору, и начинается зарядка. Путь
зарядного тока: с положительной щетки генератора на массу, на
положительную клемму аккумулятора, через аккумулятор на амперметр, где
стрелка покажет силу зарядного тока, затем на клемму <Б>, с нее на ярмо
3 (РОТ), далее на мостик 4 и через контакты 5 и б в толстую обмотку 2,
на обмотку 9 (ОТ), клемму <Я> и на отрицательную щетку генератора.
При понижении напряжения генератора ниже напряжения аккумулятора ток
потечет из аккумулятора в генератор через обмотку 2 в обратном
направлении, что приведет к размагничиванию сердечника (РОТ). Контакты 5
и 5 разомкнутся, отсоединив генератор от аккумулятора. В этот период
система зажигания будет питаться током из аккумулятора. Регулятор
напряжения (РН) имеет: сердечник, на котором намотана подмагничивающая
обмотка 16, ярмо 12 и мостик 13, оттягиваемый пружиной 11, контакты 15 и
магнитный шунт 14.
Ограничитель тока (ОТ) состоит из сердечника, на котором имеется обмотка
9, ярма 10, мостика 7, оттягиваемого пружиной, и контактов 8. Регулятор
поддерживает напряжение тока в генераторе в пределах 14,6+0,4 в. При
понижении напряжения контакты остаются сомкнутыми. Ограничитель силы
зарядного тока ограничивает силу тока в пределах 18+1,0 а; при
увеличении силы тока контакты его размыкаются.
При малых числах оборотов двигателя контакты РН и ОТ замкнуты и ток идет
по следующей цепи: с положительной щетки генератора на массу, на обмотку
возбуждения генератора, на клемму 14 и ярмо РН, далее на мостик 13,
контакты 15 и контакты 8, на ярмо ОТ и через сопротивление R4, на
обмотку 2 РОТ, затем на обмотку 9 ОТ, потом на клемму <Я> (реле и
генератора) и на отрицательную щетку генератора. При увеличении числа
оборотов якоря генератора, когда напряжение генератора будет более 14,6
в, происходит размыкание контактов 15 РН и ток в обмотки возбуждения
начинает проходить через сопротивления R\ и R2, что снижает напряжение
тока, выдаваемого генератором.
Магнитный шунт 14 замыкает часть магнитного потока на ярмо РН. Магнитное
сопротивление шунта с наступлением холодов уменьшается, что в холодное
время дает автоматически увеличение силы зарядного тока. При возрастании
тока более 18 а контакты 8 ограничителя силы тока размыкаются и ток
течет через сопротивление R3. Часть тока
проходит через параллельно включенные сопротивления R1
и R2, сопротивление R4 уменьшает ток возбуждения. Контакты ограничителя
тока во время работы вибрируют (смыкаются и размыкаются), чем
поддерживается постоянство силы зарядного тока.
Регулировка реле-регулятора заключается в установлении величины зазора
между контактами, величины магнитных зазоров между мостиками ярма и
концом сердечника и силы натяжки оттяжных пружин (момент смыкания и
размыкания контактов). Регулировка реле производится на специальном
стенде. После регулировки реле пломбируется. Мотористу запрещено
производить регулировку реле-регулятора.