Типы спортивных судов Устройство спортивных судов Катерные двигатели Правила плавания Общая лоция Основы спасательного дела Клининг на водных судах Полезные ссылки Полезные статьи
 

 
Основные типы спортивных моторных судов, как устроено спортивное судно, ремонт катера, ремонт водного судна, как сделать водное судно в гараже, водный спорт, судоводство речных судов, как водить судно, лоция водных путей

 

Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов, водного транспорта

 

Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов, водного транспорта, Управление судном, общая лоция, правила плавания, основы судовой речной практики, моющие средства для мойки днищ катеров и яхт, клининг на водном транспорте

30.05.2015 21:45
дата обновления страницы

Стационарные катерные двигатели Дата создания сайта:
16/04/2007

 

Основные типы спортивных моторных судов
Устройство корпуса моторных спортивных судов
Основа устройства катерных двигателей
Подвесные лодочные моторы
Стационарные катерные двигатели
Механизмы линии валов катеров
Правила плавания по внутренним судоходным путям России
Общая лоция внутренних водных путей
Основы судовой речной практики
Основы спасательного дела

Полезные ссылки
Полезные статьи
Клининг на яхтах и катерах, лодках, отмываем днище
Очистка маталла
Очистка инжекторов и форсунок
 

История изменения сайта  

Яндекс метрика

Яндекс.Метрика

Интересные моменты

Читать стати: Триста практических советов по катерам, яхтам, лодкам, водным судам. Найдете все советы, самоделки, доработки, рекомендации.

 

Смазка двигателя катера или лодки

Масло, применяемое в системе смазки двигателя, должно обладать следующими свойствами:

1) иметь определенную вязкость;

2) иметь температуру вспышки не ниже 120-150°;

3) иметь температуру застывания 5-30° ниже нуля;

4) быть нейтральным, т. е. не иметь примеси кислот и ще5) сгорая в цилиндре, не оставлять нагара на стенках цилиндра и поршня;

6) при длительном хранении не покрываться коркой (не окисляться);

7) хорошо обволакивать трущиеся поверхности;

8) не выжиматься под давлением трущихся поверхностей;

9) не иметь механических примесей (песок, грязь, вода, металлические опилки).

Выбор сорта масла для смазки двигателя зависит от конструкции двигателя, числа оборотов, нагрузки и климатических условий, в которых работает двигатель. Поскольку двигатели спортивных катеров, в основном, работают в летнее время, то и сорта масел применяются для смазки летние. Летом вязкость масла должна быть большей, чем зимой, так как масло при повышенной температуре нагрева двигателя становится более жидким и не обеспечивает нормальной смазки двигателя. Для смазки карбюраторных двигателей применяются стандартные масла: АКп-6, АК"-Ю, АК-10, АКЗ"-6, АКЗ-10. Обозначение расшифровывается так: А - автомобильное, К - способ очистки масла (сернокислотная очистка), 3 - указывает на добавление специального загустителя, П - а добавление специальной присадки, цифра 10 обозначает вязкость масла в сантистоксах (условные единицы) при 100° С.

В летнее время применяется масло с вязкостью 9,5 или 10 (с наибольшей вязкостью). В основном, рекомендуется использовать для смазки двигателя те сорта масла, которые указаны в инструкции.

В современных автомобильных двигателях, устанавливаемых на катерах, получила широкое распространение смешанная система смазки: под давлением и разбрызгиванием масла внутри двигателя. Когда двигатель работает, то самым нагруженным его механизмом является шатунно-кривошипный механизм, поэтому коренные и шатунные подшипники коленчатого вала и подшипники распределительного вала смазываются жидким маслом, подаваемым туда под давлением. Поршневая группа и клапаны требуют менее обильной смазки, так как излишнее масло вызовет образование нагара в цилиндре на поршнях и клапанах, и поэтому их достаточно смазывать масляным туманом. Детали механизмов обслуживания, работающих не все время, смазываются через масленки и тавотницы (пресс-масленки) периодически.

Для ультразвуковой очистки поршней, деталей ДВС применяют Фаворит Ультра.

Напряженная работа двигателя, установленного на катере, вызывает повышенный нагрев масла, находящегося в картере двигателя, чем ухудшаются его смазывающие качества. Поэтому в систему смазки двигателя, устанавливаемого на катерах, включен масляный охладитель, через который пропускается масло, циркулирующее по системе смазки. Рассмотрим систему смазки автомобильного двигателя ГАЗ-51 (рис. 90), часто устанавливаемого на катерах.

Масло заливается в картер двигателя через отверстие 5, уровень масла проверяется специальным щупом 13, вставленным в картер; масло наливается по отметку "Полно", "4/4" или "П".

Рис. 90. Схема смазки двигателя ГАЗ-51: 1-плавающий маслоприемник; 2-масляный насос; 3 -редукционный клапан; 4-масляный радиатор; 5-отверстие для заливки масла;  6 -фильтр тонкой очистки; 7-фильтр грубой очистки; 8-масляный манометр; 9-масляная магистраль; 10-11-канал для масла в шейке коленчатого вала; 12-под юн картера; 13 - контрольный щуп для проверки уровня масла в картере; 14-отводы для смазки коренных шеек коленчатого вала; 15-распределительные шестерни

Рис. 90. Схема смазки двигателя ГАЗ-51: 1-плавающий маслоприемник; 2-масляный насос; 3 -редукционный клапан; 4-масляный радиатор; 5-отверстие для заливки масла;  6 -фильтр тонкой очистки; 7-фильтр грубой очистки; 8-масляный манометр; 9-масляная магистраль; 10-11-канал для масла в шейке коленчатого вала; 12-под юн картера; 13 - контрольный щуп для проверки уровня масла в картере; 14-отводы для смазки коренных шеек коленчатого вала; 15-распределительные шестерни

Как только двигатель заработает, начинают вращаться шестерни масляного насоса 2, подающие масло в центральную масляную магистраль 9, которая идет вдоль всего блока двигателя. От масляной магистрали масло по отводам 14 поступает к коренным подшипникам коленчатого вала и подшипникам распределительного вала, далее по каналам 10-11, находящимся в теле коленчатого вала, масло попадает к шатунным подшипникам. Из шатунных подшипников масло разбрызгивается и в виде масляного тумана заполняет картер двигателя. При совпадении канала 10 с отверстием, просверленным в нижней головке шатуна, происходит вспрыск масла на распределительный вал и нижнюю часть цилиндра, где масло смазывает кулачки и толкатели.

Образовавшийся в картере двигателя масляный туман осаживается на двигающихся там деталях: верхней головке шатуна, поршневом пальце во время нахождения поршня у ВМТ, на стенке цилиндра. Поршень, двигаясь, растирает масло по всей стенке цилиндра. Излишнее масло снимается маслосборочными кольцами и направляется обратно в картер. Таким образом, смазывается весь двигатель. Для обеспечения бесперебойной работы системы смазки в контур движения масла включены два фильтра и редукционные клапаны 3. Фильтр грубой очистки масла 7 включен в контур смазки последовательно, и через фильтр проходит все масло, поступающее в центральную масляную магистраль 9. Фильтр тонкой очистки 6 присоединен параллельно к системе смазки, и через него проходит 8-10% масла. Профильтрованное масло сливается обратно в картер через отверстие 5. В случае засорения фильтра грубой очистки масло, минуя фильтр, через клапан 3 попадет в масляную магистраль. Таким образом, при засорении фильтра грубой очистки масляная система будет продолжать работать, но масло, попадающее в систему смазки, окажется нефильтрованным. При запуске двигателя в холодную погоду, когда масло холодное и густое, при резком увеличении оборотов двигателя в магистрали может создаться критическое давление из-за непроходимости густого масла через подшипники; в этот момент откроется клапан 3, расположенный около масляного насоса 2, часть масла начнет попадать обратно в картер двигателя, и в системе смазки восстановится нормальное давление. Как только масло разогреется и начнет проходить через подшипники в обычном количестве, клапан закроется. Таким образом, в системе смазки поддерживается постоянное давление масла, которое контролируется манометром 8. Нормальное давление масла у исправного двигателя должно быть: на малых оборотах-1,3 кг, на больших оборотах - 2-3 кг; падение давления масла ниже 1,0 кг показывает, что масляная система неисправна.

Шестерни распределения смазываются через подшипник распределительного вала.

Для охлаждения масла в систему включен воздушный масляный радиатор 4.

При конвертировании двигателя приходится учитывать особенности работы двигателя на катере: постоянную нагрузку на двигатель с момента отхода от пристани до конца рейса и отсутствие обдува двигателя встречным воздушным потоком. Это приводит к сильному нагреву масла в картере двигателя и к ухудшению смазывающих его качеств. Установленный на двигателе стандартный воздушно-масляный радиатор 4 становится негодным и его заменяют на водо-масляный теплообменник (рис. 91) 4, который охлаждается водой.

Рассмотрим систему смазки катерного двигателя М51Г-1, конвертированного из ГАЗ-51.

Основная схема смазки не изменена, и путь масла остается прежним. В главную магистраль масло после фильтра грубой очистки поступает после прохода через водо-масляный теплообменник 4, откуда, охлажденное, оно попадает в магистраль и подшипники.

Рис. 91. Схема смазки конвертированного двигателя М51Г-1: 1-плавающий маслоприемник; 2-масляный насос; 3-редукционный клапан; 4-водо-масляный теплообменник; 5-отверстие для заливки масла; 6-фильтр тонкой очистки масла; 7-фильтр грубой очистки масла; 8-пробка спуска масла из корпуса фильтра грубой очистки; 9-перепускной клапан фильтра грубой очистки; 10-трубка слива масла из картера двигателя

Рис. 91. Схема смазки конвертированного двигателя М51Г-1: 1-плавающий маслоприемник; 2-масляный насос; 3-редукционный клапан; 4-водо-масляный теплообменник; 5-отверстие для заливки масла; 6-фильтр тонкой очистки масла; 7-фильтр грубой очистки масла; 8-пробка спуска масла из корпуса фильтра грубой очистки; 9-перепускной клапан фильтра грубой очистки; 10-трубка слива масла из картера двигателя

 В остальном система смазки работает так же, как описано выше. Масло, нагретое в системе смазки, поступает в секцию охлаждения 2 водо-масляного теплообменника (рис. 92) через отверстие 16 и протекает между трубками, в которых циркулирует вода, охлаждающая рубашку двигателя.

Охлажденное масло вытекает из секции 2 через отверстие 4. Таким путем происходит охлаждение масла в большинстве конвертированных для судовых условий автомобильных двигателей.

Рис. 92. Водо-масляный и водо-водяной охладитель двигателя М51Г-1: 1-корпус теплообменника; 2-секция охлаждения масла; Л-перегородка, удлиняющая путь масла; 4 - выходное отверстие охлажденного масла; 5-верхняя крышка теплообменника, 6-пробка заливного отверстия; 7-выход забортной охлаждающей воды; 8-пробка для спуска воздуха из системы; 9 -10 - секции для охлаждения циркуляционной воды; 11 -выход охлажденной циркуляционной воды; 12-уплотнительная прокладка; 13-пробка для спуска забортной вош; 14-нижняя крышка теплообменника; 15- вход охлаждающей забортной воды; 16-отверстие для выхода нагретого масла; 17-сетка фильтра; 18-расширительный бачок; 19 - отверстие для прохода воды из бачка в теплообменник

Рис. 92. Водо-масляный и водо-водяной охладитель двигателя М51Г-1: 1-корпус теплообменника; 2-секция охлаждения масла; Л-перегородка, удлиняющая путь масла; 4 - выходное отверстие охлажденного масла; 5-верхняя крышка теплообменника, 6-пробка заливного отверстия; 7-выход забортной охлаждающей воды; 8-пробка для спуска воздуха из системы; 9 -10 - секции для охлаждения циркуляционной воды; 11 -выход охлажденной циркуляционной воды; 12-уплотнительная прокладка; 13-пробка для спуска забортной воды; 14-нижняя крышка теплообменника; 15- вход охлаждающей забортной воды; 16-отверстие для выхода нагретого масла; 17-сетка фильтра; 18-расширительный бачок; 19 - отверстие для прохода воды из бачка в теплообменник

Рис. 92. Водо-масляный и водо-водяной охладитель двигателя М51Г-1: 1-корпус теплообменника; 2-секция охлаждения масла; Л-перегородка, удлиняющая путь масла; 4 - выходное отверстие охлажденного масла; 5-верхняя крышка теплообменника, 6-пробка заливного отверстия; 7-выход забортной охлаждающей воды; 8-пробка для спуска воздуха из системы; 9 -10 - секции для охлаждения циркуляционной воды; 11 -выход охлажденной циркуляционной воды; 12-уплотнительная прокладка; 13-пробка для спуска забортной вош; 14-нижняя крышка теплообменника; 15- вход охлаждающей забортной воды; 16-отверстие для выхода нагретого масла; 17-сетка фильтра; 18-расширительный бачок; 19 - отверстие для прохода воды из бачка в теплообменник

Рис. 92. Водо-масляный и водо-водяной охладитель двигателя М51Г-1: 1-корпус теплообменника; 2-секция охлаждения масла; Л-перегородка, удлиняющая путь масла; 4 - выходное отверстие охлажденного масла; 5-верхняя крышка теплообменника, 6-пробка заливного отверстия; 7-выход забортной охлаждающей воды; 8-пробка для спуска воздуха из системы; 9 -10 - секции для охлаждения циркуляционной воды; 11 -выход охлажденной циркуляционной воды; 12-уплотнительная прокладка; 13-пробка для спуска забортной воды; 14-нижняя крышка теплообменника; 15- вход охлаждающей забортной воды; 16-отверстие для выхода нагретого масла; 17-сетка фильтра; 18-расширительный бачок; 19 - отверстие для прохода воды из бачка в теплообменник

 

 

Читать про стационарные катерные двигатели...

 

Средства для чистки катеров Как очистить, отмыть днище от водорослей пластиковых, стеклопластиковых, алюминиевых, железных катеров и яхт, деревяных лодок

Чистка днищ катеров от водорослей и налета ниже ватерлинии

Чистка ультразвуком

Купить химию, кислотные и нейтральные очистители для отмывки деталей в ультразвуковых ваннах

Кислотные средства для очистки черных металлов

Чистка ультразвуком

Фаворит К для отмывания железных изделий от оксидных пленок в ультразвуковой ванне

Кислотные очистители изделий из цветных металлов

Чистка инжектора, форсунок

Купить химию для промывки инжектора и форсунок в ультразвуковой ванне

Нейтральные средства для очистки инжектора и форсунок УЗ способом

Очистка инжектора, форсунок

Качественная химия для отмывания форсунок дизельных и бензиновых, инжекторов, карбюраторов в ультразвуковой ванне

Щелочные средства для очистки инжектора и форсунок УЗ способом

Тестирование форсунок

Тестовые и тестирующие жидкости для стендов проверки и диагностики форсунок

Тестовые жидкости для диагностики форсунок

Промывка форсунок

Химия, промывки, очистители, раскоксовыватели форсунок и инжекторов

Различные очистители и химия для ультразвуковой очистки

Очистители деталей, УЗО

Химия для чистки изделий из меди, бронзы, латуни в ультразвуковой ванне

Очистители деталей из различных материалов в ультразвуковой ванне

Очистка меди и бронзы

Очистители цветных металлов в ультразвуковых ваннах

В ультразвуковой ванне

 

 

На главную страницу

Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru


Развитие водного транспорта в России   Химия в интернет магазине   Управление судном и его техническая эксплуатация от А до Я
 


Смотрите также интересные ссылки:
Ультразвуковая очистка  Чистка днищ катеров   Краски необрастайки  Водный транспорт  Химия для подвижного железнодорожного состава  Интернет магазин автокосметики Управление судном