Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов,
водного транспорта
31.05.2015 19:09 дата обновления страницы
Стационарные катерные двигатели
Дата создания сайта:
16/04/2007
Устройство стартера
Устройство стартера. Стартер имеет следующие детали (рис. 119):
корпус 12, полюсные башмаки 19 с обмотками возбуждения 20, якорь 11,
состоящий из вала 9, обмотки 10 и коллектора 13, токопередающих щеток
14, 15, крышки 16 и корпуса 5. В крышках имеются отверстия с бронзовыми
втулками, на которые опирается якорь. Крепятся крышки к корпусу при
помощи стяжных длинных болтов 17. В корпусе расположен приводной
механизм с муфтой свободного хода 4. На корпусе стартера 12 установлен
включатель стартера 23. Корпус имеет четыре полюсных башмака 19, на
которых намотаны обмотки возубждения из медной ленты (шины). К
коллектору 13 пружинами прижимаются медно-угольные щетки 14 и 15,
укрепленные на щеткодержателях крышки 16. Две щетки 15 соединены с
корпусом (плюсовые); другие две щетки 14 соединены с обмотками
возбуждения 20 (минусовые). Другой конец обмоток возбуждения соединен с
контактом 18, изолированным от корпуса 12. В крышке 5 установлен
приводной механизм, состоящий из рычага 1, муфты 3 и шестерни 6, сидящей
на шлицах 8 наружного конца вала якоря 9. Шестерня 6 входит в зацепление
с зубчатым венцом маховика при пуске двигателя.
При нажатии на рычаг 1 верхний его конец уйдет вправо, тогда как нижний
при повороте рычага на оси 22 пойдет влево
и начнет двигать муфту 21 в ту же сторону. Муфта 21 нажмет на пружину
7, которая, упираясь другим концом в корпус муфты свободного хода 4,
начнет ее двигать по шлицам конца вала якоря тоже в левую сторону.
Благодаря этому шестерня 6 войдет в зацепление с зубчатым венцом
маховика. Когда шестерня 6 на 3Д своей длины войдет в зацепление с
шестерней маховика, грибок (болт) на рычаге 1 нажмет на контактную ось
включателя 23. При полном зацеплении шестерни 6 произойдет включение
контактов пускателя стартера.
Схема включения стартера показана на рис. 119, Б. При замыкании
контактов включателя 9 нажимным болтом рычага (см. стрелку) произойдет
замыкание контактов 8, стартер соединится с аккумулятором 3 и начнет
работать. Ток пойдет с аккумулятора 3 на массу, а оттуда на
положительные щетки 2 (соединенные с корпусом стартера) и коллектор 1.
Через пластины коллектора ток направится в обмотку якоря и опять на
другие пластины коллектора, далее на отрицательную щетку 4, по проводу 6
в полюсные обмотки 5, на изолированный контакт 7 и через контакты 8
включателя стартера обратно в аккумулятор на минусовую клемму.
Вращаясь, вал стартера начнет вращать маховик двигателя. Как только
двигатель заработает, нужно выключить стартер. Если некоторое время вал
стартера будет вращаться от маховика двигателя, возникнут опасно большие
обороты якоря. Поэтому в системе привода стартера установлена муфта
свободного хода, предохраняющая вал якоря стартера от вращения его
маховиком.
Муфта свободного хода (рис. 120) имеет наружную обойму 2, внутреннюю
обойму 3, заклинивающие ролики 4, плунжера с пружинами 5.
Шестерня привода 1 соединена с наружной обоймой 2, свободно вращающейся
на валу якоря. При включении стартера начинает вращаться и вал якоря,
вращение которого при помощи шлицованной втулки 6 передается на
внутреннюю обойму 3 (см. стрелки). Внутренняя обойма 3 начинает
двигаться вправо, тогда как наружная обойма 2 стоит на месте.
Заклинивающий ролик 4 перекатывается на наклонной выемке внутренней
обоймы 3 под действием пружины плунжера 5, заклинивается между наружной
обоймой 2 и внутренней обоймой 3, и обе обоймы начинают вращаться как
одно целое. Благодаря этому шестерня маховика 7 начинает вращаться
влево. Как только двигатель заработает, окружная скорость зубчатого
венца маховика 7 становится больше, чем у шестерни 1, соединенной венцом
7. Наружная обойма 2 начинает в своем вращении обгонять внутреннюю
обойму 3 (вал стартера). Ролики отжимаются вправо, в сторону больших
зазоров между поверхностями обойм, и обе обоймы разъединятся. Благодаря
этому вращение шестерни привода 1 может быть с большим числом оборотов,
чем вращения.
вала стартера. Такие муфты свободного хода устанавливаются <а
стартерах как с принудительным, так и с электромагнитным приводами.
На рис. 121 показаны моменты включения стартера с принудительным
механическим приводом. Рис. 121, а - момент, когда Шестерня привода 5 не
находится в зацеплении с шестерней маховика 6. Рис. 121, б-нажата педаль
стартера, рычаг 7 при помощи вилки 8 и пружины 9 двигает шестерню 5 в
зацепление с шестерней маховика 6. Шестерни уже вошли в зацепление, но
электрическая часть стартера еще не включена, контакты включателя 4 еще
не соединены. Рис. 121, в - шестерни 5 я 6 полностью вошли в зацепление,
грибок на рычаге 7 замкнул контакты 3 и 2 включателя 4, вал стартера
начал вращаться (см. стрелки). Выключение стартера производится в
обратном порядке. Отпусканием педали стартера сначала выключаются
контакты включателя 4, а шестрня 5 со втулкой и муфтой возвращается в
исходное положение (см. рис. 121, а).
Долгое включение стартера при заводке двигателя не рекомендуется во
избежание быстрой разрядки аккумуляторной батареи, потому что стартер
потребляет ток большой силы- до 250-350 а. Включать стартер
рекомендуется не более чем на 8-10 сек. Если за это время двигатель не
завелся, для следующего включения надо выждать некоторое время, затем
можно включать стартер вторично. Может случиться, что и после второго
раза двигатель снова не завелся. Тогда необходимо найти и устранить
причины, мешающие его заводке. В холодное время рекомендуется заводить
холодный двигатель при помощи ручки.