|
||||
Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов, водного транспорта
|
||||
30.05.2015 21:32 |
Стационарные катерные двигатели |
Дата создания сайта: 16/04/2007 |
||
|
Механизм газораспределения В четырехтактных двигателях, в основном, применяются клапанные газораспределительные механизмы, с нижним (боковым) или верхним расположением клапанов (рис. 85). Клапаны, открывающие доступ горючей смеси в цилиндр, называются впускными, а клапаны, открывающие выход отработавшим газам,- выпускными; в каждом цилиндре двигателя имеются два клапана, из которых один впускной, другой выпускной. В многоцилиндровом двигателе клапаны имеют следующее расположение: вначале выпускной клапан, два впускных и два выпускных клапана, снова два впускных и в конце блока один выпускной клапан. Попарное расположение клапанов сокращает длину трубопроводов и позволяет питать свежей горючей смесью два цилиндра, а также очищать их через одно отверстие в блоке. Все это улучшает степень наполнения цилиндров и повышает мощность двигателя. Для ультразвуковой очистки поршней, деталей ДВС применяют Фаворит Ультра. В четырехтактном двигателе рабочий процесс во всех цилиндрах совершается за два полных оборота коленчатого вала; за это время должен открыться и закрыться по одному разу впускной и выпускной клапаны. Для этого распределительный вал должен совершить один полный оборот. Следовательно, скорость вращения распределительного вала двигателя должна быть в два раза медленнее вращения коленчатого вала. Поэтому передаточное отношение (рис. 86) шестерен привода распределительного вала равно 2: 1 независимо от числа цилиндров двигателя. Коленчатый вал через шестерню или ценную передачу приводит во вращение распределительный вал. При этом кулачок распределительного вала набегает на толкатель клапана и поднимает его вверх, толкатель давит на стержень клапана и также поднимает его вверх, сжимая пружину. Головка клапана идет вверх и открывает впускное или выпускное отверстие цилиндра. Как только выступ кулачка сходит с толкателя, сжатая пружина клапана распрямляется, прижимая клапан к своему гнезду в блоке двигателя. При верхнем расположении клапанов (рис. 85,Б) клапаны в направляющих втулках расположены в головке блока двигателя сверху. При вращении коленчатого вала усилие на клапан при этой системе передается следующим образом на штангу 4 и далее через коромысло 2 на стержень клапана 5, в результате чего пружина клапана сжимается, клапан 5 отжимается от своего гнезда в головке блока и открывает впускное или выпускное отверстие; при сходе кулачка с толкателя пружина сажает клапан обратно в гнездо.
Рис. 85. Клапанный газораспределительный механизм. А - с нижним расположением клапанов: 1 - клапан; 2-направляющая втулка клапана; 3-пружина клапана; 4-опорная шайба пружины; 5-толкатель с регулировочным болтом; 6- кулачок вала; 7-шестерни распределения. Б - с верхним расположением клапанов: 1 - головка цилиндра; 2-коромысло; 3-регулировочный болт; 4-штанга; 5-клапан; б-толкатель; 7-кулачок распределительного вала; 8- шестерни распределения Между стержнем клапана и толкателем при нижнем расположении клапанов или между штангой и коромыслом при верхнем расположении клапанов обязательно должен быть тепловой зазор, потому что при работе двигателя клапаны нагреваются. Стержни их удлиняются, и плотность посадки клапана в гнезде нарушается. В среднем величина зазоров для впускных клапанов равна 0,15-0,30 мм, а для выпускных клапанов - 0,20-0,40 мм, при непрогретом двигателе. Точная величина зазоров указана в инструкции для двигателя. Устанавливается зазор при помощи регулировочных болтов, имеющихся у толкателей при нижнем расположении клапанов. При верхнем расположении клапанов регулировочный болт находится на плече коромысла, в которое упирается штанга.
Рис. 86. Типы привода распределительного вала. А шестеренчатый (непосредственного зацепления): 1 шестерня коленчатого вала; 2 - шестерня распределительного вала; 3-установочный фланец; 4-шейка вала; 5-распорное кольцо; 6 -стальная ступица текстолитовой шестерни; Б - цепной привод: 1 -бесшумная цепь; 1-шестерня коленчатого вала; Р-шестерня распределительного вала; УМ -установочные метки Распределительный вал обеспечивает своевременное поднятие клапанов. На валу имеются впускные и выпускные кулачки (рис. 87). Вал изготовляется из стали, кулачки делаются за одно целое с валом и подвергаются термической обработке; форма и профиль кулачка обеспечивают плавный подъем и опуск клапана. Располагаются Кулачки под определенным углом; для четырехцилиндровых двигателей угол между расположением одноименных кулачков равен 90°, у шестицилиндрового вала 60° (рис. 87). Кроме кулачков, распределительный вал имеет: опорные подшипники 1,
эксцентрик 3 для привода бензонасоса и шестерню 5 для привода масляного
насоса и распределителя зажигания.
Рис. 87. Распределительные валы 4- и 6-цилиндровых двигателей: 1-опорные подшипники; 2-выпускные кулачки; 3-эксцентрик привода бензонасоса; 4-впускные клапаны; 5-шестерня привода масляного насоса и распределителя На передний конец распределительного вала надевается шестерня,
которая входит в зацепление с шестерней, сидящей на коленчатом валу.
Привод (рис. 86) осуществляется непосредственным зацеплением шестерен
или при помощи цепной передачи. Для плавности зацепления шестерен их
делают с косым зубом. Для уменьшения шумов и стуков при работе шестерен
шестерня распределительного вала выполнена из текстолита или пластмассы,
а шестерня коленчатого вала - из стали. Большинство отечественных
двигателей имеет шестеренчатый привод распределительного вала.
Читать про стационарные катерные двигатели...
|
|
||
|
||||
|
||||
|