Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов,
водного транспорта
31.05.2015 10:10 дата обновления страницы
Стационарные катерные двигатели
Дата создания сайта:
16/04/2007
Впускной и выпускной трубопроводы
Впускной и выпускной трубопроводы. Через впускной трубопровод горючая
смесь подается в цилиндры двигателя; отработавшие газы отводятся из
цилиндров двигателя по выпускному трубопроводу, который обычно
изготовляется из чугуна в раздельной отливке. На некоторых двигателях
можно встретить трубопроводы, отлитые из алюминия, например у
"Москвича-407>. Обе отливки патрубков скреплены друг с другом при помощи
болтов. Все вместе взятое носит название всасывающе-выхлопного
коллектора.
Оба трубопровода соединяются вместе для того, чтобы использовать тепло
отработавших газов, протекающих по выпускному трубопроводу, для
улучшения испарения топлива и предотвращения его конденсации на стенках
впускного трубопровода.
Фланцами патрубков 1-6 (рис. 103) на уплотняющей (асбестовой) прокладке
при помощи шпилек и гаек коллектор крепится к блоку двигателя. К фланцу
9 через уплотнительную прокладку присоединяется на болтах выхлопная
труба. Через канал карбюратора, прикрепленного к фланцу 7, засасывается
в цилиндры горючая смесь по патрубкам 2 и 5. Отработавшие газы отводятся
из цилиндров (см. стрелки) в выхлопную трубу.
Рис. 103. Образец сварного всасывающе-выпускного
коллектора: 1, 3, 4, б-выпускные патрубки; 2, 5-впускные патрубки;
7-фланец крепления карбюратора; S- труба, отводящая воду из двигателя в
выхлопную трубу; 9-фланец соединения с выхлопной трубой; 10- вход воды в
охлаждающий кожух; 11-спускная пробка; 12-вход воды в рубашку двигателя;
13 водяная рубашка выпускного трубопровода
У двигателей, установленных на катерах, выпускной трубопровод обычно
нагревается протекающими по нему отработавшими газами до 600-700° С,
потому что машинное отделение у небольших катеров маленьких размеров и
туда нет доступа обдувающего воздуха. Такой нагрев выпускного коллектора
приводит к перегреву горючей смеси, поступающей из карбюратора в
цилиндры двигателя, и повышению окружающей температуры, что не безопасно
в пожарном отношении и может привести к ожогам.
При конверсии двигателей принимаются меры к тому, чтобы понизить
температуру стенок выпускного коллектора, что достигается двумя путями:
Рис. 105. Конструкция литого выпускного
охлаждаемого коллектора к двигателям М-20 и ГАЗ-69: 1-подвод охлаждающей
воды; 2-выпускной трубопровод; 3-рубашка охлаждающей воды; 4-фланец
трубопровода отвода выхлопных газов и охлаждающей воды
1) покрытием всего коллектора сварным охлаждающим кожухом;
2) изготовлением охлаждаемого водой выпускного коллектора.
Образец охлаждаемого кожуха показан на рис. 104. Фигурный кожух 1 сварен
из листовой стали, охватывает выпускной коллектор и крепится к нему при
помощи ушков 2 на болтах. Охлаждающая вода входит в кожух через трубку 3
и, пройдя полость кожуха через трубку 4, отводится в рубашку двигателя
или в выхлопную трубу, где вместе с отработавшими газами выбрасывается
за борт.
На рис. 105 показан литой, охлаждаемый водой выпускной коллектор,
устанавливаемый на конвертированных моторах ГАЗ М-20 и ГАЗ-69.
Выпускной трубопровод 2 окружен водяной рубашкой, в которой циркулирует
вода, охлаждающая этот трубопровод; подогретая охлаждающая вода может
одновременно использоваться для подогрева впускного трубопровода.
Крепится выхлопной трубопровод к блоку двигателя при помощи шпилек и
гаек через уплотняющую асбестовую прокладку. Соединение трубопровода с
выхлопной трубой производится через фланец 4, где между фланцем и трубой
ставится клингеритовая или паранитовая прокладка. Затяжку гаек фланцев
крепления трубопровода к блоку надо производить равномерно, во избежание
отломки ушков фланцев. Трубопроводы надо беречь от ударов и не делать
вмятин на охлаждающем кожухе,, так как это приводит к образованию
трещин.