Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов,
водного транспорта
02.06.2015 20:19 дата обновления страницы
Правила плавания по внутренним судоходным путям
России
Дата создания сайта:
16/04/2007
Движение судов
Если навстречу судну, идущему снизу по течению, движется несколько
судов (в кильватере), необходимо с каждым из них обменяться сигналами на
расхождение.
При движении судов и составов в одном направлении между ними должны
выдерживаться интервалы не менее 500 м, при движении плотов - не менее 2
км.
На участках пути с ограниченными габаритами судового хода, на каналах,
на рейдах около стоящих судов, а также мимо земснарядов, водолазных
ботов и других плавучих средств и в затонах движение судов должно
осуществляться на пониженных скоростях - до малого хода.
На несамоходных судах, идущих на буксире на протяжении всего пути
следования, управление осуществляется имеющимися на них рулевыми
устройствами. В этих целях лица, управляющие судном, выполняют все
указания вахтенного начальника с буксировщика.
При выполнении маневра, а также во время движения, суда не имеют права
пересекать курс другим судам.
Суда, выходящие с боковых трасс (из притоков, заливов, а также от
берега, причалов), обязаны пропускать суда, идущие по основным трассам и
главным рекам.
Категорически запрещается: одновременный обгон и расхождение судов,
расхождение и обгон в местах расположения аварийно-ремонтных
заграждений, паромных переправ, в пролетах мостов. Обгон запрещается
также в подходных каналах к шлюзам, при тумане и других неблагоприятных
метеорологических условиях, когда отсутствует возможность ориентировки
судов, не имеющих радиолокационных станций, при подходе к гребным
и моторным лодкам, катерам, яхтам, к транспортным судам. Пересекать им
курс, производить катание на гребных и моторных лодках вблизи идущих
судов запрещается. Гребные и моторные лодки, спортивные яхты,
моторные катера II не должны мешать, движению судов.
Маломерные суда в случаях, когда имеется опасность их повреждения или
затопления, имеют право давать сигнал транспортным судам об уменьшении
ими хода.
Суда на участках пути со сложными и опасными условиями проводятся
независимо от вахты и времени старшими лицами (капитанами, старшинами,
шкиперами и т. п.).
При одновременном подходе судов к мостам, земснарядам, паромным
переправам, перекатам и т. п. право прохода первым принадлежит судну,
идущему сверху по течению реки. Судно, идущее снизу по течению реки,
обязано заранее уменьшить ход или остановиться, чтобы пропустить судно,
идущее сверху по течению реки.
Следование судов под мостами разрешается в обозначенные опознавательными
знаками пролеты, установленные правилами сигнализации.
На временно закрытых участках пути устанавливается следующая очередность
пропуска: пассажирские, грузо-пассажирские, грузовые суда, суда с
огнеопасными грузами, с сухогрузами и плотоставы. Суда, идущие на
ликвидацию аварий и устранение причин, вызвавших закрытие участка,
пропускаются вне очереди.
Количество разводок и время пропуска судов через направные и подъемные
мосты, расположенные в областных центрах и крупных промышленных городах,
устанавливаются их владельцами по согласованию с пароходствами. В
остальных пунктах разводка наплавных мостов производится круглосуточно
по мере приближения к ним судов и подачи ими соответствующих сигналов.
Вход судна в камеру шлюза и выход из нее может быть осуществлен при
наличии разрешительных сигналов на светофоре.
Ошвартовка судна в камере за подвижные рымы осуществляется вахтенным
экипажем судна. В период шлюзования вахтенный состав обязан находиться
на своих местах. Главные и вспомогательные двигатели должны быть готовы
к немедленному действию.
Шлюзование судов с огнеопасными грузами 1-го и 2-го классов, а также
взрывчатыми и отравляющими веществами и легко воспламеняющимися грузами
(хлопок и др.) совместно с другими судами запрещается.
Буксировка судов в озерах и водохранилищах допускается только в
кильватер, при этом длина буксирных тросов между буксировщиком и
буксируемыми судами должна быть не менее 150-250 м, а между буксируемыми
судами - 30-100 м. Запрещается буксировка составов, счаленных пыжами
(бортами). В тихую погоду разрешается буксировка и способом толкания.
Запрещается выход судов в водохранилища, озера и прибрежно-морские
районы при отсутствии разрешения Речного Регистра и при штормовой погоде
с силой ветра, превышающей установленные Речным Регистром ограничения, а
также без общего и рейсового прогнозов. При этом при отправлении судов в
рейс в районы водохранилищ, озер и прибрежно-морских участков диспетчеры
и другие владельцы флота обязаны проверить пригодность судов для
безопасного плавания в этих районах. В зависимости от погоды
устанавливают ограничения, вручают общий и рейсовый прогнозы погоды.
Капитан судна, получив штормовое предупреждение в пути, обязан: с учетом
конкретной обстановки принять решение, которое обеспечило бы безопасную
проводку судна, состава до ближайшего убежища; при принятом решении и о
своем местонахождении сообщает диспетчеру, одновременно обеспечивает
постоянное несение вахты радистом для приема сигналов.
С прибытием в убежище держит судно в состоянии готовности оказания
помощи судам и людям, терпящим бедствие.
Флот- принадлежащий государственным учреждениям, организациям и
предприятиям, а также советским торговым, кооперативный, общественным
организациям и отдельным гражданам, в ведении которых находится флот и
другие плавучие средства, перед началом навигации проверяется Речным
Регистром для проверки технического состояния и установления пригодности
судов к плаванию по водохранилищам, озерам и прибрежно-морским участкам.
Суда, не подведомственные контролю Речного Регистра МРФ, но плавающие по
водохранилищу и озеру, осматриваются специальными комиссиями при
исполкомах городских и районных Советов депутатов трудящихся, в
организациях и на предприятиях.
Доступ к люкам, трапам, противопожарным и водоотливным системам, а также
к спасательному и противопожарному инвентарю должен быть свободным на
всех судах независимо от района их плавания.