Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов,
водного транспорта
03.06.2015 17:26 дата обновления страницы
Общая лоция внутренних водных путей
Дата создания сайта:
16/04/2007
Определение глубин по картам и естественным приметам
Определение глубин по картам и естественным приметам. В
судоводительской практике скорости течения обычно определяются по
диспетчерскому паспорту или маршрутнику, где приводятся эти данные. О
высоте уровня воды ежедневно оповещают в информационных листках,
издаваемых бассейновым управлением, в которых каждые сутки даются
сведения о глубинах на 7-8 час. по данному бассейну. Кроме того, в этих
листках в осенний и весенний периоды приводятся данные о температуре
воды, воздуха, появлении льда и т. п. Информационные листки и сведения о
глубинах можно получить на крупных пристанях бассейна, а также из
путевых листков и радиобюллетеней, выдаваемых на суда.
В информационной листке приводятся сведения об уровнях воды, о
наименьших глубинах отдельных участков пути, с указанием ограничивающих
судоходство (лимитирующих) перекатов.
Путевые листки, выпускаемые техническими участками пути, содержат
подробные сведения о глубинах на лимитирующих и затруднительных
перекатах участка, изменениях в обстановке, характере судовых ходов,
обнаруженных случайных препятствиях и т. п.
Сведения о глубинах можно получить от обстановочных работников, которые
ежедневно промеряют глубину перекатов и вывешивают на сигнальных мачтах
знаки наименьшей глубины.
Для контроля правильности избранного курса непосредственно с судна
глубины промеряют футштоком или лотом. При определении глубины по
лоцманской карте необходимо учитывать, что глубины на карте приведены к
самому низкому горизонту воды.
Для того чтобы узнать глубину на данном участке реки, необходимо к
указанной на лоцманской карте глубине этого участка прибавить возвышение
фактического горизонта в данный момент над самым низким горизонтом воды.
Для этого надо взять в информационном листке показание по ближнему
водомерному посту в сантиметрах над навигационным нулем и прибавить это
показание к наименьшей глубине, значащейся на лоцманской карте.
Непосредственно с судна о глубинах ориентировочно можно судить по
очертанию берегов: у вогнутых берегов обычно имеются перекаты или
перевалы с глубинами, меньшими, чем на смежных плесовых участках.
Расширенные участки русла имеют перекаты типа россыпи.
В местах разветвления русла отмечается уменьшение глубин по концам
воложек как сверху, так и снизу. Малые глубины также наблюдаются на
входах в затоны, в устьях рек. На мелких местах движители судна
вращаются быстрее. Кроме того, три следовании по мелкому месту придонная
волна, образующаяся за судном, увеличивается и с шумом идет за кормой
судна со стороны малых глубин. На глубоких местах судно обычно при
хорошем управлении идет спокойно, а на мелких местах рыскает, бросая нос
на глубину.