Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов,
водного транспорта
03.06.2015 17:34 дата обновления страницы
Общая лоция внутренних водных путей
Дата создания сайта:
16/04/2007
Навигационные условия движения судов на реке
Навигационные условия движения судов на реке. Условия движения судов
на реке зависят от периодов навигации: половодья, межени и осеннего
периода. В половодье река выступает из меженных берегов, разливается по
пойме и затопляет всю долину; образуются два потока в русле, из которых
верхний проходит по коренным берегам, а нижний - по меженному фарватеру.
Скорости течения в этот период значительно повышаются, особенно в
прорвах у островов. При неправильно избранном пути, без учета слива воды
(направления течения и его скорости), судно может быть затянуто в
прорву.
При затоплении высоких берегов возникает опасность посадки судна на
бровку яра, что может привести к обсушке судна при резком спаде воды.
Плавание в период половодья усложняется не только неравномерностью
течения, но и отсутствием плавучей навигационной обстановки, а также
затоплением основных естественных примет - яров и их плеч, островов,
характерных песков и т. п., которыми пользуются в меженный период; само
русло не имеет четких контуров.
В этот период надлежит ориентироваться незатопляемыми коренными берегами
- кряжами, горами и их выступами (рынки гор), расположением лесов,
отдельных групп деревьев, положение которых в меженный период известно,
а также большими оврагами в коренных берегах.
Хорошими приметами для ориентировки служат населенные пункты,
расположенные на берегах реки, мосты постоянного типа, незатопляемые
гидротехнические сооружения и береговые знаки навигационной обстановки
(весенние знаки, знаки, ограждающие места прокладки кабелей, и т. п.).
Сочетание естественных и искусственных примет дает возможность
судоводителю избрать правильный курс судна.
В меженный период начинается убыль воды, весенний фарватер быстро мелеет
и становится несудоходным. Вода начинает входить в меженное русло, и при
интенсивности возрастания слива возникает опасность посадки судов на
бровку яра, осередок, косу и т. д.; кроме того, образуются суводи,
майданы.
Около вогнутых яров возникает прижимное течение с большими скоростями.
С падением уровня воды начинают показываться острова, осередки, косы,
побочни и другие препятствия, что значительно улучшает ориентировку.
Выставляемая плавучая обстановка четко обозначает границы судового хода,
скорости и направления течения принимают определенный характер, что в
целом является положительным фактором для судоходства в данный период.
Однако в меженный период судоходство ухудшается вследствие извилистости
меженного фарватера, ограниченных глубин на перекатах, уменьшения ширины
судового хода, появления участков с ограниченными габаритами пути, что
усложняет управление судном, особенно при обгоне и расхождении с другими
судами. Характерными приметами, ориентирами в меженный период могут
служить: незатопляемые коренные берега (горы, кряжи, рынки гор), леса,
группы деревьев и отдельные деревья, большие овраги, высыпки, верхние и
нижние плечи яров, населенные пункты, гидросооружения и обстановочные
знаки.
Условия плавания в осенний период резко различаются в зависимости от
характера водных путей. Большинству рек в этот период свойственно
повышение уровня воды, что благоприятствует для судоходства. Вместе с
тем осенью появляются затруднения для плавания, вызванные
метеорологическими условиями: частые туманы, выпадение осадков, в
особенности снега, и осенннй ледоход.
С появлением <сала> плавучая судоходная обстановка снимается, что еще
более усложняет проводку судна.