Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов,
водного транспорта
29.05.2015 18:29 дата обновления страницы
Подвесные лодочные моторы, конструкция, система
питания
Дата создания сайта:
16/04/2007
Маховики и пусковое устройство
Вес маховика зависит от числа цилиндров двигателей и их мощности. Для
многоцилиндровых двигателей благодаря большей равномерности их работы по
сравнению с одноцилиндровыми тяжелые маховики не требуются.
У подвесных лодочных моторов маховики обычно делаются из алюминиевого
сплава или из какого-либо другого немагнитного металла. В маховиках
находятся магниты магнето, вырабатывающего ток высокого напряжения для
зажигания.
Маховик у подвесных моторов устанавливается на верхнем конце коленчатого
вала. На ободе маховика делается канавка для пускового шнура, который
имеет на одном конце узел, а на другом рукоятку. На верхнем буртике
канавки находится косой вырез, в который закладывается узел пускового
шнура; шнур вкладывается в канавку на ободе. Для пуска двигателя надо
резким рывком потянуть навитый шнур за рукоятку, закрепленную на его
конце. Маховик начнет вращаться, а вместе с ним станет вращаться и
коленчатый вал двигателя. Вытянутый шнур разобщается с маховиком, так
как узел на конце шнура выходит из косой прорези на буртике маховика.
На моторах, выпускаемых в настоящее время ("Стрела", "Москва"), имеются
ручные стартеры, освобождающие от необходимости каждый раз заводить
пусковой шнур в канавку маховика для повторного проворачивания
двигателя. На рис.59 показано устройство ручного стартера двигателя
"Стрела".
Стартер работает следующим образом. На маховике магнето крепится
ведомое кольцо /, а над маховиком, на топливном баке, устанавливается
крышка 2 с пусковым барабаном 3 и ведущим диском 4, сидящим на оси 5.
Пусковой барабан 3 имеет снизу два штифта, которые входят в отверстие
поводков 6, вставленных в пазы ведущего диска. Ведущий диск удерживается
на оси упругой шайбой 7 и замком 8. При запуске мотора за ручку 9
вытягивается присоединенный к ней трос 10, который намотан на пусковой
барабан и закреплен на нем винтом. Барабан поворачивается, выдвигая из
пазов ведущего диска поводки 6, которые заходят в пазы ведомого кольца,
обеспечивая соединение барабана с ведомым кольцом и вращение коленчатого
вала.
После запуска мотора маховик обгоняет барабан, ведомый диск давит на
скосы поводков, перемещая их в пазы ведущего
диска, и пусковое устройство выходит из зацепления с маховиком.
При отпускании ручки запуска. пружина 11, соединеная одним концом с
крышкой, а другим- с барабаном, прокручивает барабан в обратном
направлении, наматывая на него трос. Ведомое кольцо 1 снабжено бандажом,
ограничивающим выступание поводков и предохраняющим пусковое устройство
от поломок в случае обратной вспышки мотора.
В случае порчи стартера запуск мотора может производиться пусковым
шнуром, который навивается на ведомое кольцо. Верхний бурт кольца имеет
косые прорези для узла шнура. Механизм стартера при этом должен быть
снят с двигателя. Подвесной мотор "Москва" оборудован ручным стартером
аналогичного устройства.