Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов,
водного транспорта
29.05.2015 18:36 дата обновления страницы
Подвесные лодочные моторы, конструкция, система
питания
Дата создания сайта:
16/04/2007
Топливо
Для работы двигателя внутреннего сгорания необходима горючая смесь,
которая состоит из воздуха и паров топлива, смешанных в определенной
пропорции для каждого из различных режимов двигателя.
Процесс приготовления горючей смеси происходит в приборе, называемом
карбюратором, и носит название карбюрации. Топливо поступает в
карбюратор в жидком виде, во время работы двигателя испаряется в нем
путем распыливания и, смешиваясь с потоком воздуха, образует горючую
смесь.
Процесс карбюрации протекает очень быстро. Поэтому, чтобы обеспечить
испарение топлива, оно должно быть летучим и легкоиспаряющимся. Кроме
того, топливо должно обладать высокой теплотворной способностью и
хорошими антидетонационными свойствами. Эти требования достаточно полно
удовлетворяет бензин, который и применяется для питания большинства
карбюраторных двигателей.
Для подвесных моторов применяют также и автомобильный бензин второго
сорта с октановым числом 55-65 (А-66); Двигатели с повышенной степенью
сжатия (спортивные) работают на бензине с октановым числом 70-74 (А-70
или Б-70 f А-74 или Б-74).
Октановое число топлива характеризует его антидетонационные качества:
чем больше это число, тем выше может быть степень сжатия у двигателя.
Применение топлива, не соответствующего степени сжатия для данного
двигателя и имеющего низкое октановое число, приводит к появлению
детонации.
В нормальных условиях сгорания рабочей смеси в цилиндре двигателя
происходит плавно, со скоростью распространения фронта пламени 20-30
м/сек; при этом давление в цилиндре нарастает постепенно, без резких
толчков. При детонации рабочая смесь сгорает почти мгновенно, в виде
взрыва со скоростью распространения пламени 2000-3000 м/сек.
Детонация в двигателе сопровождается резким металлическим стуком и
приводит к перегреву двигателя, падению его мощности и усиленному износу
кривошипного механизма из-за значительного возрастания давления в
цилиндре.
Детонацию можно устранить уменьшением нагрузки двигателя (прикрытием
дроссельной заслонки), уменьшением опережения зажигания и подбором
соответствующего сорта топлива. Подбор подходящего топлива - одна из мер
борьбы с детонацией.
Для гоночных двигателей, имеющих степень сжатия 8,5- 9,0, применяются
смеси высокооктанового бензина с бензолом и спиртом. Метиловый спирт
(метанол) позволяет доводить степень сжатия до 11-12 и является
наилучшим топливом для предельно форсированных двигателей.
Для повышения антидетонационных качеств бензина к нему добавляют
антидетонатор. Чаще всего применяется этиловая жидкость Р-9, содержащая
тетраэтиловый свинец. На 1 кг бензина добавляют 1,5-2,0 см3 этиловой
жидкости. Такой бензин называется этилированным, он очень ядовит, и для
отличия от неэтилированных бензинов его окрашивают в красный или другой
цвет.