Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов,
водного транспорта
29.05.2015 18:59 дата обновления страницы
Подвесные лодочные моторы, конструкция, система
питания
Дата создания сайта:
16/04/2007
Приборы подачи топлива
Топливо в карбюратор подвесного лодочного мотора поступает из бака
самотеком или подается бензонасосом. У моторов малых мощностей до 5-6 л.
с. топливный бак обычно устанавливается непосредственно на двигателе.
Топливо из бака через кран с фильтром-отстойником по гибкому шлангу из
бензостойкой резины самотеком поступает в карбюратор.
Емкость топливного бака, являющегося неотъемлемой деталью мотора,
достаточна для обеспечения работы двигателя в течение 2-2,5 час. и
составляет примерно 4-8 л в зависимости от мощности двигателя.
У более мощных моторов топливный бак делается отдельным от мотора и
может устанавливаться в любом месте судна, насколько это позволяет длина
шланга, соединяющего бак с мотором. При таком устройстве топливного бака
вес мотора меньше, и это облегчает его переноску. Кроме того, можно
увеличить запас топлива, в результате чего мотор сможет работать
непрерывно в течение 5 час. и более. Подача топлива из бака в карбюратор
обычно производится бензонасосом диа-фрагменного типа, аналогичного по
устройству автомобильному топливному насосу.
Топливные баки подвесных лодочных моторов изготовляются путем штамповки
из листовой стали или алюминия. Для защиты от коррозии внутреннюю
поверхность стальных баков покрывают бакелитовым лаком.
Емкость отдельных от мотора баков составляет обычно от 20 л и более.
Топливо заливается в бак через горловину с резьбовой пробкой. В пробке
для прохода воздуха делается отверстие, закрываемое клапаном, который
можно завинчивать и отвинчивать. При переноске мотора в горизонтальном
положении для предупреждения вытекания топлива из бака клапан закрывают.
Во время работы двигателя клапан должен быть открытым, в противном
случае горючее не будет поступать в карбюратор.
К днищу бака приваривают штуцер для топливного крана с сетчатым
фильтром. На некоторых моторах ставятся мотоциклетные двухходовые
бензокраники с фильтром-отстойником (см. рис. 64). Такой краник имеется,
например, на баке моторов ЛМР-6 и "Стрела".
Ручка краника может быть поставлена в положение "3" - закрыто, "О"
-открыто, "Р" - резерв. Топливо поступает в краник через одну из двух
трубок - длинную или короткую. : При положении рукоятки краника "О"
топливо поступает через 1 длинную трубку. После израсходования основного
запаса топлива уровень его в баке опускается ниже конца длинной трубки,
и подача топлива прекращается.
Для того, чтобы использовать оставшийся резерв топлива, нужно повернуть
рукоятку в положение "Р", и оно пойдет в краник через короткую трубку.
С карбюратором краник соединен гибким шлангом из бензостойкой резины.
Система подачи топлива у моторов с отдельным переносным баком
значительно сложнее подачи самотеком. У подвесного мотора "Москва"
топливо подается топливным насосом из отдельного бака емкостью 22 л по
соединительному
шлангу с подкачивающей помпой-грушей. Система питания мотора "Москва"
показана на рис. 63.
Топливный бак - переносный, сверху расположены ручка для переноса,
заправочная горловина с крышкой и штуцер с заборником для подсоединения
к топливному шлангу.
Крышка бака 1 - быстросъемного типа. (Закрывается путем поворота по
часовой стрелке до упора. Уплотнение достигается при помощи кольцевой
резиновой прокладки, которая поджимается за счет того, что концы
распорной планки при повороте крышки скользят по винтовым скосам
горловины. В крышке бака имеется воздушный клапан 2, который при работе
двигателя должен быть немного отвернут, чтобы воздух мог поступать в бак
по мере израсходования топлива.
Воздушный клапан удерживается от самопроизвольного Поворота пружиной.
При неработающем двигателе воздушный клапан закрывают, завинчивая его до
отказа.
Топливо поступает к карбюратору из бака через заборник 3.
Заборник представляет трубку с сетчатым фильтром на одном конце; другой
конец припаян к штуцеру, который соединяется с баком при помощи
конической резьбы.
На штуцер заборника надевается соединительный шланг из бензостойкой
резины, длина шланга 2,6 м, на другом конце шланга имеется муфта 5 для
соединения со штуцером 6 двигав теля. Внутри муфты находится шариковый
клапан. Под действием пружины шарик закрывает выход из шланга, когда он
отсоединен от двигателя. При надевании муфты на штуцер к нему штуцера
отжимает шарик, давая проход топливу.
Надевая муфту на штуцер, ее поворачивают так, чтобы вы-; ступы на
штуцере вошли в пазы на муфте. Перед запуском двигателя всю топливную
систему заполняют топливом. Для этого в средней части соединительного
шланга имеется подкачивающая помпа-груша 7.
После подсоединения шланга к мотору нужно несколько раз нажать и
отпустить грушу, пока вся система не заполнится топливом. Подкачивающее
действие груши основано на том, что в одном из концов ее имеется один
обратный пластинчатый клапан, в топливном насосе - второй. При таком
устройстве топливо может выжиматься из груши только к мотору.
Топливо из бака подается насосом диафрагменного типа, который приводится
в действие изменением давления внутри картера верхнего цилиндра во время
работы двигателя.
Корпус насоса состоит из двух частей, между которыми зажата диафрагма
из специальной бензомаслостойкой ткани. Верхняя и нижняя части корпуса
стянуты винтами. Пространство над диафрагмой в верхней части корпуса
соединено шлангом с продувочным каналом верхнего цилиндра. Пространство
под диафрагмой в нижней части корпуса является частью топливной
магистрали; на входе и выходе из него имеются пластинчатые клапаны,
пропускающие топливо лишь в направлении от бака к карбюратору. При
изменении давления в продувочном канале диафрагма насоса колеблется
вверх и вниз, засасывая топливо из бака и выталкивая его в карбюратор.
По заполнении поплавковой камеры топливом до надлежащего уровня
игольчатый клапан закрывает доступ топлива в камеру, так как давление,
создаваемое насосом, недостаточно для того, чтобы открыть клапан.
Поэтому при работе двигателя насос подает в карбюратор столько топлива,
сколько его расходуется. В результате уровень в поплавковой камере
поддерживается постоянным.
Перед входом в насос топливо проходит отстойник 9 и сетчатый фильтр.
Между отстойником и корпусом насоса ставится уплотнительная резиновая
прокладка- Чтобы снять отстойник, нужно отвернуть рукой гайку 10 и
отвести в сторону серьгу и. Когда требуется обеспечить длительную
безостановочную работу подвесного мотора, не имеющего отдельного
топливного бака, например на соревнованиях, устанавливают дополнительный
бачок емкостью 10-20 л в зависимости от мощности мотора.
Подача топлива из дополнительного бака в основной на моторе
осуществляется обычно под давлением. Для этого ручным воздушным насосом
накачивают воздух в дополнительный бак, снабженный герметически
закрывающейся крышкой. Топливо по трубке и гибкому шлангу подается в
основной бак мотора. На бензопроводе между дополнительным баком
устанавливается кран для прекращения подачи топлива.