Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов,
водного транспорта
29.05.2015 21:34 дата обновления страницы
Подвесные лодочные моторы, конструкция, система
питания
Дата создания сайта:
16/04/2007
Охлаждение
подвесных лодочных моторов
Перегрев двигателя ведет к падению его мощности из-за ухудшения
наполнения цилиндров горючей смесью, которая, нагреваясь при прохождении
по горячим перепускным каналам, увеличивает свой объем до того, как она
попадает в цилиндр.
Сильный нагрев поршня резко повышает трение благодаря уменьшению зазора
между поршнем и стенками цилиндра, от чего поршень может заклиниться в
цилиндре и вызвать поломку кривошипно-шатунного механизма. При перегреве
двигателя ухудшается смазка трущихся деталей, так как масло утрачивает
смазочные свойства и образует нагар на поршне и стенках цилиндра.
Наконец при перегреве двигателя нарушается нормальное протекание
рабочего процесса из-за появления детонации и самовоспламенения рабочей
смеси в цилиндрах двигателя со всеми вытекающими отсюда отрицательными
последствиями.
Для обеспечения нормальной работы двигателя необходимо не допускать его
перегрева и охлаждать детали, соприкасающиеся с горячими газами.
Охлаждение двигателей бывает воздушное и водяное. При воздушном
охлаждении цилиндры и головки цилиндров обдуваются потоком воздуха; для
более интенсивного охлаждения их поверхность увеличивают охлаждающими
ребрами. Воздушное охлаждение широко применяется для мотоциклетных
двигателей и редко для подвесных лодочных моторов, которые почти все
имеют водяное охлаждение.
Рис. 68. Охлаждение цилиндров двигателя
подвесного лодочного мотора с подачей воды при помощи струи,
отбрасываемой гребным винтом
Как уже говорилось, цилиндр и его головка снабжаются водяной
рубашкой, в которую подается охлаждающая вода. Подача воды производится
или при помощи помпы, установленной на вертикальном валике передачи к
гребному винту,
или скоростным напором струи, отбрасываемой вращающимся гребным винтом.
Температура выходящей из рубашки воды должна быть порядка 50-55° С,
иначе двигатель будет переохлаждаться, что отрицательно скажется на его
работе. Переохлажденный двигатель теряет мощность и быстрее изнашивается
из-за смывания неиспаренным топливом смазки со стенок цилиндра.
Подача воды для охлаждения путем использования скоростного напора
струи, отбрасываемой вращающимся гребным винтом, применяется у многих
подвесных моторов. По этому способу устроено охлаждение в моторах JIM-1,
ЛМР-6, ЗИФ-5, "Стрела" и т. д. Вода, отбрасываемая с большой скоростью
гребным винтом (рис. 68), поступает в водоприемный козырек
1; поднимается по трубке 2 в рубашку цилиндра,
а из нее через глушитель вытекает наружу.
Такая система подачи воды для охлаждения двигателя отличается
исключительной простотой устройства и надежностью в работе, но
неприменима для моторов, имеющих холостой ход и реверс. У подобных
двигателей подача воды для охлаждения производится центробежной или
коловратной помпой, крыльчатка которой устанавливается на вертикальном
валике передачи к гребному винту. По такому принципу, например, устроено
охлаждение двигателя "Москва" (рис. 69).
У двигателя мотора "Москва" имеются две коловратные помпы, из которых
одна подает воду для охлаждения двигателя, а другая служит для откачки
воды из корпуса лодки.
Блок двигателя снабжен рубашкой, а в головке цилиндрового блока имеются
полости, по которым циркулирует вода, подаваемая помпой В, которая
засасывает заборную воду по трубке 3. Для контроля работы системы
охлаждения в головке блока имеется отверстие А, через которое во время
работы мотора вытекает вода.
Помпа Б служит для откачки воды из корпуса лодки, для чего имеется
водоотливный шланг 1, заборник 2, снабженный
сетчатым фильтром.
Рис. 69. Схема охлаждения и откачки трюмной воды
из корпуса мотосудна у подвесного лодочного мотора "Москва"
Шланг надевается на штуцер помпы, а заборник кладется в воду на дно
лодки. Во избежание выхода из строя откачивающей помпы, когда ею не
пользуются, шланг должен быть отсоединен, а штуцер закрыт прикрепленной
около него поворотной резиновой крышкой, так как помпа работает на всех
режимах двигателя.
Чтобы крыльчатка откачивающей помпы не сгорела, когда она не откачивает
воду, в ее полость через отверстие в перегородке между помпами поступает
вода от нагнетающей крыльчатки.
Резиновые крыльчатки помп могут повредиться от песка и грязи, попадающих
в помпы вместе с водой. Поэтому очень важно, чтобы вода, забираемая
помпами из водоема и лодки, не была слишком загрязнена песком и илом.
Необходимо внимательно следить за работой системы охлаждения;
прекращение подачи воды приводит к перегреву двигателя и его порче.
Следует периодически чистить и промывать трубки, по которым подается
охлаждающая вода.