Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов,
водного транспорта
29.05.2015 22:05 дата обновления страницы
Подвесные лодочные моторы, конструкция, система
питания
Дата создания сайта:
16/04/2007
Остановка, приработка, эксплуатация мотора
Остановка мотора. Для остановки большинства двигателей
подвесных лодочных моторов нужно поставить рукоятку управления
карбюратором в положение полного закрытия дросселя.
Двигатель "Стрела" останавливается при переводе рукоятки управления в
положение "Стоп". Для остановки двигателя "Москва" следует повернуть
ручку румпеля по часовой стрелке до упора.
Остановку упомянутых двигателей можно производить также путем
вырабатывания топлива из карбюратора. Для этого надо закрыть краник
топливного бака и убавить число оборотов двигателя. Такой способ
остановки двигателя рекомендуется, если мотор не будет запускаться вновь
тотчас же после остановки или если его предполагают снять с лодки.
Приработка мотора. Мотор перед выпуском с завода проходит
лишь предварительную обкатку, за время которой его детали не успевают
окончательно приработаться. Новый мотор нельзя сразу эксплуатировать с
полной нагрузкой, он должен в течение 10-15 час. проработать на
пониженных оборотах. За это время приработаются его трущиеся детали и
произойдет окончательная осадка резьбовых крепежных соединений. От
правильности проведенной обкатки в большой степени зависит долговечность
и экономичность мотора.
Приработка мотора производится на бензине с добавлением 8-10% масла (по
объему). Работать двигатель должен примерно на половинном открытии
дросселя, если нет ограничительной шайбы. Через 5 час. работы мотора
следует внимательно осмотреть его, устранить замеченные неисправности,
проверить затяжку болтов и гаек и в случае необходимости подтянуть их.
Проверку и затяжку болтов и гаек производят на холодном моторе.
Подтягивать болты следует плавно и без рывков. Гайки головки цилиндра
подтягивают крест-накрест, а крышки блока - в порядке, указанном на
схеме в инструкции.
Рекомендуется после обкатки мотора заменить смазку в коробке шестерен,
предварительно промыв ее бензином.
Эксплуатация мотора. Периодически следует осматривать
мотор и устранять обнаруженные неисправности. Наружную поверхность
мотора нужно после работы протирать чистой тряпкой.
Время от времени надо проверять надежность крепежных соединений и
подтягивать ослабевшие болты и гайки.
В процессе эксплуатации мотора следует соблюдать следующие основные
правила:
1. Не давать мотору полной нагрузки до окончания приработки.
Несоблюдение этого правила ведет к быстрому износу деталей двигателя,
2. Не допускать работы двигателя без циркуляции охлаждающей воды, так
как это может явиться причиной аварии мотора из-за сильного перегрева и
заедания поршней в цилиндрах.
3. Увеличение или уменьшение числа оборотов двигателя следует
производить плавным перемещением рукоятки управления.
4. Останавливать двигатель необходимо после предварительного его
охлаждения на малых оборотах в течение 2- 3 мин.
5. У мотора с реверсивным механизмом переключать ручку реверса можно
лишь на минимальных устойчивых оборотах малого газа, чтобы избежать
ударов в зубьях храповика. При включении "переднего" и "заднего" хода
придержать в первый момент ручку реверса в 'Крайнем положении, чтобы
обеспечить надежное зацепление храповика с ведущей шестерней.
6. На "холостом" и "заднем" ходу вращающуюся ручку румпеля не
поворачивать дальше положения "Запуск", не позволяя двигателю развивать
большие обороты.
7. После запуска двигателя прогреть его в течение 2-3 мин. на малых
оборотах и лишь после этого дать полную нагрузку. Это делается для того,
чтобы масло поступило ко всем трущимся деталям двигателя.
8. Если мотор эксплуатируется с очень большим числом оборотов, например
на скутере, рекомендуется пользоваться топливной смесью с повышенным
содержанием масла ' (до 10%).
9. Ни в коем случае нельзя допускать работу двигателя на чистом бензине,
так как это приведет к аварии двигателя из-за отсутствия смазки.
10. Нельзя допускать работу подвесного мотора в водоемах глубиной менее
500-800 мм (в зависимости от типа мотора) : в этих условиях может
произойти засорение системы охлаждения и поломка гребного винта.
11. Не рекомендуется надолго оставлять мотор в воде, так как это
вызывает коррозию подводной части, гребного винта и других деталей.