Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов,
водного транспорта
03.06.2015 17:30 дата обновления страницы
Общая лоция внутренних водных путей
Дата создания сайта:
16/04/2007
Ориентировка при плавании
Ориентировка при плавании. Определение местонахождения судна
относительно стран света или окружающих местных предметов по отношению к
какой-либо точке называется ориентировкой. Ориентировка необходима:
а) для определения расстояния до ближайшего порта, пристани или
какого-либо населенного пункта;
б) для правильного выбора фарватера, определения расстояния до наиболее
опасных и затруднительных участков плавания (мосты, перекаты и т. п.) в
целях принятия необходимых мер к безопасной проводке судна.
Ориентировка производится по естественным приметам: отдельно стоящим на
берегу характерным деревьям или группам деревьев, кустарникам, по лесу,
верхним и нижним плечам яра, которые представляют собой части
выступающего вогнутого берега, обычно с достаточными глубинами. Рынки
гор и мысы дают возможность издалека определять курс, поскольку они
выступают в русло реки ,и служат хорошим ориентиром не только днем, но и
ночью; оползни, обвалы берегов, а также устья мелких речек, оврагов как
бы предупреждают судоводителей о наличии в этих местах подводных
препятствий в виде высыпки, отмели и т. п.
К искусственным приметам, по которым производится ориентировка,
относятся плавучие и береговые знаки судоходной обстановки, показывающие
направление судового хода, глубины на перекатах, судоходные пролеты
мостов, места прокладки воздушных и подводных кабелей и т. п. Кроме
того, для ориентировки могут быть использованы километровые номера на
сигнальных мачтах и постовых домиках бакенщиков, всевозможные
гидротехнические сооружения, далеко видимые колокольни, трубы, здания и
различные сооружения на берегу.
При плавании в ночное время ориентирование значительно ухудшается из-за
весьма ограниченной видимости или отсутствия видимых естественных и
искусственных примет (кроме освещаемых знаков). Контуры искусственных и
естественных примет в ночное время принимают другой вид, чем днем, и
потому пользоваться ими нужно с большой предосторожностью, принимая все
меры для безопасной проводки судна. Для этого необходимо вести
систематические промеры глубин, которые в случае их уменьшения будут
свидетельствовать об уклонении судна от фарватера.
I При прощупывании грунта футштоком жидкий песок указывает на большие
скорости течения, т. е. на то, что судно находится примерно на
фарватере; плотный песок в большинстве случаев находится на тихом
течении, обычно под косой и т. п. - следовательно, судно сошло с
фарватера. Ил свидетельствует о слабом течении, т. е. о том, что судно
оказалось вне фарватера; прощупывание футштоком камней сигнализирует о
том, что судно находится на гряде, высыпке, огрудках. В таких случаях
надо немедленно принять меры к изменению курса судна. Этими приметами
можно воспользоваться, когда судно потеряло ориентировку во время
тумана. С потерей ориентировки необходимо уменьшить скорость хода судна
с таким расчетом, чтобы в любой момент можно было выполнить маневры,
предупреждающие аварию.