Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов,
водного транспорта
03.06.2015 17:37 дата обновления страницы
Общая лоция внутренних водных путей
Дата создания сайта:
16/04/2007
Особенности плавания судов на
водохранилищах и озерах
Особенности плавания на водохранилищах и озерах. Навигационные
условия плавания на озерах и крупных водохранилищах характеризуются
размерами водоема, его ветровым режимом, глубинами и местными условиями
(характер грунта и рельеф дна, контур берегов и прилегающей земной
поверхности, течение и др.).
Действие ветра на обширных водоемах, которыми являются водохранилища и
озера, вызывает образование волнений, оказывающих сильное воздействие на
движение и управляемость судов. Обычно Направление волнения совпадает с
общим направлением ветра, создающим эти волнения. Однако на
искусственных водохранилищах в отличие от глубоководных озер ввиду
ограниченных глубин волнообразование сравнительно невелико, и созданные
ветром волнения быстро затухают, когда ветер стихает. Из-за сложного
рельефа дна и ограниченных глубин волнения на водохранилищах долго не
сохраняются, а <мертвая зыбь> не наблюдается.
Условия плавания на водохранилищах отличаются от речных прежде всего
отдаленностью берегов от оси судоходной трассы. Поэтому отсутствие
постоянной ориентировки положения судна и невозможность постоянного и
непрерывного контроля его пути по естественным береговым ориентирам
вызывают необходимость применять иные, отличимые от речных, способы
обеспечения безопасности плавания.
Судоходные условия на водохранилищах также имеют свою специфику: создают
порты-убежища, в которых укрываются суда в случае шторма или
неблагоприятного прогноза погоды, организуют специальную службу прогноза
погоды, откуда систематически и своевременно оповещают судоводителей о
погоде.
Плавание судов на водохранилищах производится по заранее проложенным
трассам с обставленными навигационными предостерегательными знаками; на
озерах, где позволяют глубины, выбор наикратчайшего курса осуществляется
по картам, а плавание - по рекомендованным курсам.
Как правило, на основных трассах-курсах, пересекающих водохранилище или
озеро, условия плавания во время ветра и волнения являются наиболее
трудными. На местных же трассах, проходящих вдоль берегов водохранилища
или на его ответвлениях, условия плавания близки к речным.
На малых озерах и водохранилищах (на Днепре, Московском море, на канале
им. Москвы и др.) условия плавания, по существу, не отличаются от
речных.
На крупных водохранилищах, имеющих длину разгона волн в несколько
десятков километров при глубине 10-20 м и более и ветрах скоростью от 8
до 30 м/сек, образуются волны значительной высоты - до 3-3,5 м.
Из-за больших размеров волн на водохранилищах разрешено плавать в любую
погоду только озерным судам. Плавание речных судов допускается лишь при
незначительном ветре, формирующем волнение с высотой не более 0,7-1,2 м.
Судно считается пригодным для выхода в рейс по озеру или водохранилищу,
если оно находится в исправном состоянии, снабжено трпливом, инвентарем
и укомплектовано экипажем. Для этого перед каждым рейсом необходимо
производить тщательную подготовку судна, от которой зависит успешное
выполнение рейса и безаварийное плавание. Каждое судно, допускаемое к
плаванию по озеру и водохранилищу, должно иметь специальное разрешение
Речного Регистра.
Движение судов на больших озерах обычно регламентируется <Правилами
предупреждения столкновения судов в море> взамен <Правил плавания по
внутренним водным путям РСФСР>, а на водохранилищах - местными правилами
плавания, знание которых обязательно для судоводителей.
Плавание по водохранилищам, озерам, особенно при отсутствии плавучей
судоходной обстановки (весной и осенью), требует использования компаса и
ведения обычной прокладки пути судна на карте. Для этого на ней должны
быть нанесены навигационные ориентиры и берега с необходимой точностью.
Судоходные трассы на водохранилищах и некоторых озерах обставлены по
своей оси плавучими знаками, но не исключена возможность, что эти знаки
могут оказаться смещенными со своих мест.
Ухудшение видимости, выход из строя огня на буе и т. п. могут создать
затруднения для судоводителя, ведущего судно только по знакам судоходной
обстановки.
Поэтому при плавании по озерам и водохранилищам применяются методы
судовождения и прокладки пути судна с использованием компаса и карты.