Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов,
водного транспорта
23.05.2015 09:46 дата обновления страницы
Основы спасательного дела
Дата создания сайта:
16/04/2007
Оказание помощи человеку на воде с катера и моторной лодки
При спасении тонущего человека главное заключается в том, чтобы
суметь оказать ему помощь за самое короткое время, пока он находится еще
на поверхности. Поэтому при управлении катером или моторной лодкой
используются все возможности, чтобы скорее подойти к тонущему.
Быстрый ход катера с места стоянки обеспечивается точным соблюдением
инструкции по эксплуатации катера. Кроме того, надо следить за надежной
швартовкой катера у причала: на нем должны быть всегда готовые к отдаче
швартовые. Швартовые должны иметь небольшую слабину, так как при большой
волне, быстром спаде и подъеме уровня воды они могут резко натянуться и
их нельзя будет быстро отдать.
При выходе для оказания помощи на катере или моторной лодке должны по
возможности находиться два человека, умеющие хорошо плавать, знающие
приемы спасания и оказания первой медицинской помощи.
При подходе катера к терпящим бедствие нужно уметь выполнять некоторые
маневры.
Во время штилевой погоды моторист должен уметь остановить катер точно
возле тонущего на расстоянии около 1 м от борта. Для этого мотористу
необходимо резко уменьшить ход катера инерция катера начнет погашаться,
и судно остановится. Такой маневр значительно облегчает точный подход
катера к месту бедствия.
Подходить к утопающему лучше тем бортом, где сидит моторист, так как ему
будет хорошо виден находящийся в воде человек. В тех случаях, когда в
воде поблизости друг от друга имеются несколько человек, надо
маневрировать катером так, чтобы можно было поочередно подойти к каждому
из них, предварительно подав всем спасательные средства - круги или
концы Александрова. При этом не следует делать поворотов катером, пока
не будут приняты на борт люди, которым грозит наибольшая опасность.
Пострадавшего нельзя поднимать на катер при работе винта с кормовой
части, в это же время нельзя погружать в воду водолаза.
Пели на катере имеются хорошо тренированные спасатели, отлично владеющие
техникой плавания и ныряния, можно выполнить и другой маневр. Моторист
рассчитывает подход к тонущему бортом так, чтобы спасатель мог прыгнуть
с ходу. После прыжка спасателя моторист сбавляет ход, делает поворот и
подходит бортом к утопающему.
Запрещается стоять и прыгать с носовой или кормовой палубы катера или
моторной лодки, так как спасатель может поскользнуться и упасть в воду.
К пострадавшему надо подходить против течения или под углом к нему.
Поэтому при движении вниз по течению следует пройти в стороне от
тонущего по течению и сделать поворот для подхода. При этом следует
обязательно уменьшить ход, так как волна, образуемая катером, может
ударить и захлестнуть тонущего человека.
С маневрированием на течении очень сходно маневрирование во время ветра.
Маневрировать катером легче против ветра. При замедлении хода, особенно
при шквале, катер сносит с принятого направления. Поэтому необходимо по
возможности избегать замедления хода катера, пока не будет закончен
подход к пострадавшему.